5 сентября 2018 г
Максим Сторчевой

Онлайн-курс "Making Successful Decisions through the Strategy, Law & Ethics Model" (George Siedel)

Он-лайн курс Making Successful Decisions through the Strategy, Law & Ethics Model размещен на платформе Coursera, доступен для прохождения в любое время, рассчитан на 10 недель (до трех часов нагрузки в неделю). Средняя оценка пользователей - 4,8. В основе курса лежит учебник The Three Pillar Model for Business Decisions: Strategy, Law and Ethics того же автора, выпущенный в 2016 г.
Автор курса Джордж Сайдель (Jeorge Seidel) - профессор Мичиганского университета. Ранее преподавал во многих других университетах, включая Гарвардскую школу бизнеса, где вел занятия для студентов MBA. Как раз в это время группа гарвардских преподавателей разрабатывала leadership course, в основе которого лежала модель "трех китов" (three pillars) - экономика, право и этика. Сайдель принимал участие в разработке этого курса и позже решил использовать эту модель для своего курса по принятию решений, заменив "экономику" на "стратегию". Помимо данного курса Джордж Сайдель также известен своим курсом по стратегии переговоров.
О чем и зачем этот курс? Послушаем самого Джорджа.


Если быть более конкретным, цель курса Сайделя - научить менеджеров принимать решения в ситуациях, которые имеют неоднозначное правовое и этическое регулирование. Джордж предполагает, что в таких ситуациях менеджеры могут принять неэффективные решения, потому что не понимают всей сложности ситуации. Эта неэффективность может быть двух типов - либо менеджеры примут слишком рискованные решения и компания получит огромные иски и штрафы, либо они примут слишком осторожные решения, и компания потеряет выгоду, которую могла бы получить от более эффективных решений. А вместе с ней проиграют потребители и другие стейкхолдеры.
В курсе Сайдель рассматривает десятки интересных кейсов. Например, вы посылаете смс другу, который едет к вам в гости, и просите его купить пиццу по дороге. Когда друг читает смс, он попадает в ДТП и приносит ущерб здоровью пешеходу. Виноваты ли вы в том, что отправили это сообщение другу, потому что именно оно явилось причиной ДТП? Данная неоднозначность проходит через многие реальные бизнес-кейсы, в которых компания несет ответственность перед потребителями, работниками, конкурентами, поставщиками и так далее. Как принимать решения, чтобы добиться успеха, но при этом минимизировать риски - вот задача, которую решает со своими студентами Сайдель.
Данный курс прежде всего посвящен минимизации правовых рисков и обсуждение строится в основном вокруг американских законов. Это неудивительно, потому что Джордж Сайдель по образованию юрист и говорит о том, что хорошо знает. Однако при этом он не является носителем традиционной для многих юристов защитной или формалистичной психологии, а наоборот иронизирует над особенностями юридического мышления и старается научить своих слушателей, как им справляться со слишком несговорчивым или нетворческим подходом последних.
Относительная слабость курса в том, что его этический "кит" разработан слабо. Хотя сам Джордж Сайдель безусловно является хорошим человеком и старается научить студентов принимать в том числе этичные решения, этическая составляющая курса сформулирована недостаточно. Об этике Джордж говорит специально только в последних двух темах курса, а во всех предыдущих темах этика существует неявно - о ней говорят как об одной из составляющей модели, но глубоко ее связь с правом и экономикой не анализируют.
Курс будет однозначно полезен для преподавателей этики бизнеса, которые могут при подготовке своих занятий использовать сами кейсы, которые предлагает студентам Джордж, а также его объяснение логики правовых норм, регулирующих данные отношения. Но этический анализ данных кейсов придется дорабатывать самостоятельно.
Курс расчитан на десять недель. Первые две недели Джордж объясняет свою модель трех китов, семь недель посвящены множеству интересных кейсов из основных областей бизнеса, последняя неделя - экзамен. Вот подробное содержание курса.

Week 1 Welcome to Making Successful Decisions through the Strategy, Law & Ethics Model!

  • Introduction and Overview

Week 2 Use the Three Pillar Model for Personal, Leadership and Business Decisions

  • Use the Three Pillars for Personal and Leadership Decisions
  • Use the Three Pillars for Business Decisions
  • Course Organization and a Practical Decision-Making Tool
  • Understand the Global World of Business

Week 3 Use Employment Law to Attract and Retain the Best Business Talent

  • Employee Legal Rights: The Big Picture
  • Legal Briefing: Understand Wrongful Discharge in the US and Elsewhere
  • Risk Management: Manage Wrongful Discharge Risks
  • Legal Briefing: Understand Anti-Discrimination Laws and Sexual Harassment
  • Risk Management: Manage Sex Discrimination Risks (A Case Study)
  • Value Creation: Attract and Retain the Best Talent

Week 4 Meet Your Customers’ Needs: Transform Product Liability into Product Innovation

  • Legal Briefing: The Tort Law Fundamentals that Everyone Should Understand
  • Manage Risks Caused by Employee Torts: A Cell Phone Example
  • Legal Briefing: The “Two Hats” You Wear When Dealing with Product Liability
  • Manage the Liability Risks that You Create Through Your Contracts
  • Understand the Dramatic Impact of Strict Liability on Your Business
  • Manage Your Tort Risks From Making or Selling Products
  • Use Your Product Liability Process to Create Value Through New Product Development

Week 5 Create Business Opportunities Through Government Regulation

  • Legal Briefing: Government Regulation Fundamentals that Everyone Should Understand
  • Government Regulation Risk Management
  • Value Creation: Use the Regulatory Frontier Strategy and the Regulatory Gap Strategy to Develop New Products and New Business Models

Week 6 Use Your Intellectual Property to Create Shareholder Value

  • Understand the Value of Intellectual Property in Your Business
  • Create, Protect and Use Your Trademarks
  • Create, Protect and Use Copyrighted Works
  • Create, Protect and Use Your Trade Secrets
  • Create, Protect and Use Your Patent Rights

Week 7 Develop Contracts that Create Value for Both Sides

  • International, Business, and Personal Perspectives on Contracting
  • Know the Sources of Contract Law
  • Create Enforceable Contracts
  • Focus Your Contracts on Business Objectives for Value Creation

Week 8 Use Dispute Resolution Processes for Value Creation

  • Understand Why Dispute Resolution Is Important to Business Success
  • Prevent Business Disputes
  • Understand and Use ADR Concepts and Tools
  • Use Arbitration to Resolve Your Business Disputes (A Videotaped Demonstration)
  • Use Mediation to Resolve Your Business Disputes (A Videotaped Demonstration)
  • Create Value and Build Relationships Through the Power of Apology and a Life Goals Analysis

Week 9 Create and Lead an Ethical Business

  • Do Your Ethical Decisions Depend on Your Situation or on Character?
  • Use This Process When Making Ethical Decisions
  • Consider This Checklist of Guidelines When You Face Ethical Dilemmas
  • “Walk the Talk”: How to Lead an Ethical Organization

Week 10 Final Examination