Программа квалификационного экзамена

Экзамен на квалификацию RBEN Certified Ethics Professional утвержден Советом по квалификациям RBEN и состоит из двух частей: 1) 6 открытых вопросов, 2) анализ кейса.

Экзаменационные вопросы

Открытые вопросы будут выбраны случайным образом из данного списка. Отвечать нужно письменно в течение 60 минут. Мы используем открытые вопросы, а не multiple choice, чтобы можно было лучше оценить владение профессиональным языком и понимание проблематики профессии.

Этика: основные понятия

  1. Что такое этика?
  2. Этимология слов “этика” и “мораль”
  3. Общая и прикладная этика
  4. Нормативная этика
  5. Позитивная (дескриптивная) этика
  6. Инструментальная этика (управление этикой)
  7. Этика и этикет
  8. Этика и право
  9. Этика и комплаенс
  10. Этика и социальная ответственность
  11. Этика и устойчивое развитие
  12. Этика и ESG

Нормативная этика: основные теории

2. Древние этические теории

  1. Божественное повеление как этическая теория
  2. Десять заповедей: история и содержание
  3. Сильные стороны религиозной этики и ее применение в компании
  4. Слабые стороны религиозной этики
  5. Золотое правило: история и содержание
  6. Сильные стороны золотого правила и его применение в компании
  7. Слабые стороны золотого правила
  8. Этика добродетели: основные идеи
  9. Этика добродетели в древнегреческой философии
  10. Этика добродетели в христианстве и исламе
  11. Сильные стороны этики добродетелей и ее применение в компании
  12. Слабые стороны этики добродетелей

3. Современные этические теории

  1. Утилитиризм: основные идеи
  2. И. Бентам и его подход к анализу этики и права
  3. Сильные стороны утилитаризма
  4. Слабые стороны утилитаризма
  5. Деонтология: концепция и представители
  6. И. Кант и категорический императив
  7. Сильные стороны категорического императива
  8. Слабые стороны категорического императива
  9. Дж. Роулз и вуаль неведения
  10. Сильные стороны вуали неведения
  11. Слабые стороны вуали неведения
  12. Научный подход к нормативной этике

Этика и психология поведения

4. Эволюционная этика

  1. Интуитивизм (Ф. Хатчисон) и эмотивизм (Д. Юм)
  2. Эволюционная модель человека: общая концепция
  3. Программы наказания и их роль в современном бизнесе
  4. Программы кооперации и их роль в современном бизнесе
  5. Программы работы и их роль в современном бизнесе
  6. Оптимальный размер и комбинации программ
  7. Этические программы и их роль в современном бизнесе
  8. Использование эволюционной этики в компании

5. Причины неэтичного поведения в организации

  1. Эксперимент на повиновение
  2. Тюремный эксперимент
  3. Этическая слепота: фрейминг
  4. Этическая слепота: эвфемизмы
  5. Этическая слепота: рационализация
  6. Этическая немота
  7. Этическая ловушка лидера
  8. Психопаты

Этические дилеммы современной компании

6. Этика отношений с потребителями

  1. Этика цены
  2. Этика качества
  3. Этика рекламы
  4. Этика безопасности
  5. Маркетинг вредных продуктов.

7. Этика отношений с работниками

  1. Этика заработной платы.
  2. Этика найма и увольнения.
  3. Переманивание работников.
  4. Дискриминация
  5. Харассмент

8. Этика отношений с поставщиками

  1. Этика определения цены и условий оплаты
  2. Открытость и ответственность по отношению к поставщикам
  3. Этические требования к поведению поставщиков
  4. Процесс проверки деловых партнеров

9. Этика отношений с инвесторами

  1. Искажение финансовых результатов
  2. Принятие рискованных решений
  3. Инсайдерская торговля
  4. Несанкционированная торговля

10. Этика персональных данных, социальных сетей и ИИ

  1. Сбор и хранение персональных данных
  2. Использование персональных данных
  3. Право на забвение
  4. Этика искусственного интеллекта

Система управления этикой в компании

11. Этическое лидерство

  1. Этика в работе совета директоров
  2. Этика в работе СЕО
  3. Этика в работе правления
  4. Этика в работе руководителей основных направлений
  5. Этическая роль компании в отрасли

12. Этические документы

  1. Этический кодекс
  2. Кодекс для поставщиков
  3. Антикоррупционная политика
  4. Политика по выявлению и урегулированию конфликтов интересов
  5. Политика проверки контрагентов
  6. Политика совершения деловых подарков, делового гостеприимства и представительских расходов

13. Этическая функция

  1. Формы организации этической функции
  2. Независимость этической функции
  3. Бюджет этической функции
  4. Компетенции этической функции

14. Этическое обучение

  1. Виды обучения и тренингов
  2. Выделение целевых групп для обучения
  3. Ежегодный план обучения
  4. Мотивация для этического обучения
  5. Качество программ обучения
  6. Интеграция этического обучения в управление организацией.

15. Этические коммуникации

  1. Консультирование сотрудников по этическим вопросам
  2. Электронные рассылки и каналы в мессенджерах
  3. Обнародование положительных и отрицательных примеров
  4. Массовые мероприятия и акции
  5. Встречи руководства с персоналом по этическим вопросам

16. Горячая линия и комиссия по этике

  1. Организация горячей линии
  2. Механизм внедрения горячей линии
  3. Оценка и повышение эффективности горячей линии
  4. Процедура рассмотрения обращений
  5. Комиссия по этике: состав и правила работы
  6. Правила проведения расследований
  7. Правила принятия решений
  8. Взаимодействие с регулирующими органами
  9. Выполнение решений комиссии и информирование персона

17. Поощрения и наказания

  1. Поощрения за этичное поведение
  2. Наказание за неэтичное поведение


Примеры кейсов для анализа

Кейс для экзамена выбирается из библиотеки учебных кейсов RBEN (предпочтение отдается более новым кейсам, а также кейсам, которые еще не выложены в общий доступ для членов ассоциации). Необходимо письменно ответить на открытые вопросы в конце кейса в течение 60 минут.

Кейс "Два энергетика" (Е. Яшина)
Кейс "Не звони мне, не звони" (О. Осокина)

Подготовка к экзамену

Качественную подготовку к сдаче данного экзамена можно получить на программе дополнительного профессионального образования "Управление этикой в компании" в Институте комплаенса и этики бизнеса НИУ ВШЭ. Содержание программы полностью соответствует списку экзаменационных вопросов выше. При обучении на программе используются кейсы из библиотеки RBEN и кроме этого в ходе обучения каждый слушатель разрабатывает свой учебный кейс.

RBEN приглашает другие вузы также последовать примеру НИУ ВШЭ и разработать свои программы ДПО, которые помогут подготовить менеджеров к сдаче данного квалификационного экзамена.

We process cookies. Confidentiality Policy.
Данный сайт обрабатывает cookies. Политика конфиденциальности.