.libre {font-family: 'Viaoda Libre' !Important;}

Комплаенс-офицер

11 октября 2021 г.

Интервью с Ильсуром Ахметшиным

Как вы можете описать профессию комплаенс-офицера (о чем она, что сотрудник делает на работе каждый день)?

Комплаенс-офицер –собирательное название. В сегодняшних реалиях – это универсальная и многогранная должность, можно рассматривать через призму нескольких областей, которые на практике существуют вместе: деловая этика и комплаенс. Комплаенс-офицер (Compliance-officer) больше английское понятие, мы тоже употребляем данное название, для нас наиболее распространённым вариантом будет комплаенс-менеджер или комплаенс-специалист. Во-первых, это организатор, во-вторых, он контролер, в-третьих, операционист, то есть включает все стадии деятельности любого направления и специальности, как и любая другая профессия. Что же отличает комплаенс-менеджера, комплаенс-офицера от функционала других специальностей? Особая задача состоит в обеспечении работы компании в соответствии с действующим законодательством, существующими правилами и недопущении их нарушений. Управление комплаенс-рисками, т.е. умение определить данные риски, описать и предложить меры к их снижению, обеспечить контроль по выполнению. Своя специфика, которая не выполняется другими специалистами и сотрудниками.

Опишите кратко ваш путь в профессию, как вы «пришли» в данное направление.

Я имею юридический бэкграунд, работал в юридических департаментах, начальником юридического подразделения. В дополнение к моим основным обязанностям мне были поручены определенные участки, в том числе я занимался расследованиями в организации. Именно тогда я задумался, что заставляет людей совершать правонарушения. Мне было трудно смотреть на молодых ребят, когда они оступались, совершали неправильные поступки. Некоторые из них даже попадали в тюрьму за свои ошибки. Я думал, как сделать так, чтоб они остановились и не совершали их. Пришло понимание, что нужен документ, позволяющий регулировать поведение и отношения с внутренними и внешними клиентами. Так появился «Кодекс поведения (этики)». Создание такого документа и его внедрение - стало первым опытом в сторону комплаенс. Данный опыт помог сотрудникам и компании преодолеть риски мошенничества, обмана, нарушений.

Второй дополнительный участок - anti-money laundering (AML, противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем). Данное направление можно считать, особенно в финансовом секторе, зарождением комплаенса, одним из его первых видов. Долгое время искал где можно поучиться, получить соответствующее образование. Так, одним из первых в России, я получил сертификат комплаенс-офицера в Дубае, это стало определяющим этапом в моей жизни и дальнейшим профессиональным развитием именно в направлении комплаенс.

А что дальше? Какова карьерная лестница в профессии?

К сожалению, она несколько ограничена.

Например, изначально я был юристом и совмещал свои обязанности с комплаенс функцией, затем выполнял работу комплаенс, стал руководителем (менеджером) в области комплаенс, далее - одним из топ-менеджеров компании, став первым такого рода вице-президентом в России.

Начав карьеру в качестве комплаенс-офицера, вы можете дойти до вице-президента по деловой этике и комплаенсу в крупном холдинге или корпорации.

Что самое интересное в работе комплаенс-офицера?

Это нахождение самого себя, очень интересный процесс для каждого человека. Когда со мной это случилось – я понял, что это весь мой интерес в жизни, не только в работе. Потому что не получается быть комплаенсом на работе и перестать быть им после. Начинаешь смотреть на все через призму комплаенс. Например, смотришь фильм: «Пятый элемент» - один из героев произносит фразу о чистой совести, я сразу отмечаю такие моменты, которые относятся к специальности и можно их применить. Когда увлекаешься своей профессией – видишь комплаенс во всем, это становится стилем жизни.

Как понять, что мне понравится этим заниматься.

В первую очередь, это желание работать для людей, приносить пользу обществу. Когда ты видишь области, которые требуют улучшения и способствуешь их улучшению. Может это звучит высокопарно, но это неотъемлемый элемент. Как я отметил вначале нашего разговора, у меня было желание помочь молодым ребятам, я не хотел, чтоб другие попали в такую ситуацию. Думаю, и сейчас есть ребята, которые хотят строить лучшее общество и видят, что можно преодолеть нарушения совместными усилиями, принимать участие в общей работе. Одним из важных мотиваторов в данной профессии - жить с чистой совестью и вести честный образ жизни. Если будешь все правильно делать – получишь уважение людей, со стороны общества, коллег по работе. Данная профессия позволяет сделать очень много хорошего для окружающих.

Как понять, что мне понравится этим заниматься.

Рассмотрим на примере: на горячую линию поступает обращение о совершении кражи/воровства в компании. Возможны два сценария развития событий (как минимум):

- сообщить в полицию, с целью привлечении к уголовной ответственности и дальнейшие действия осуществлять исключительно с точки зрения наказания конкретного человека;

- подойти системно к разрешению данного сообщения, включая и наказание, и предупреждения возможного повторения произошедшего, пересмотреть процессы в компании.

Цель комплаенса не просто наказать, найти виновного, для комплаенса более подходящий второй вариант: рассмотреть случившееся в целом, понять нарушителя и с этической точки зрения, устранить возможный ущерб для компании, предотвратить наступление в будущем, понять истинную причину.

Что будет дальше с профессией? Каковы перспективы её развития в ближайшие 5 лет?

Как ранее мною было сказано, что комплаенс в современном виде получил свое становление от AML, впоследствии добавились: антимонопольный, антикоррупционный, санкционный и другие. Дальше только по нарастающей идет. Могу точно отметить, что в будущем будет перспективен комплаенс в ESG, комплаенс и цифра, искусственный интеллект, так данные области определенно требуют регулирования, обеспечение соблюдения правил. Востребованность в данном секторе обеспечена не на 5 лет, а на 25 лет, это не что-то умирающее. В части возможная автоматизация комплаенс в операционной деятельности, направление в комплаенсе по работе с людьми – останется в полном объеме, без этики комплаенс не возможен.

Что будет дальше с профессией? Каковы перспективы её развития в ближайшие 5 лет?

Как ранее мною было сказано, что комплаенс в современном виде получил свое становление от AML, впоследствии добавились: антимонопольный, антикоррупционный, санкционный и другие. Дальше только по нарастающей идет. Могу точно отметить, что в будущем будет перспективен комплаенс в ESG, комплаенс и цифра, искусственный интеллект, так данные области определенно требуют регулирования, обеспечение соблюдения правил. Востребованность в данном секторе обеспечена не на 5 лет, а на 25 лет, это не что-то умирающее. В части возможная автоматизация комплаенс в операционной деятельности, направление в комплаенсе по работе с людьми – останется в полном объеме, без этики комплаенс не возможен.

Нужно ли для комплаенса юридическое образование или знание юриспруденции?

Не только, юридическая подготовка точно не помешает, она помогает, как и экономическая, как и другая специализация. Все зависит от того, какими конкретно областями позволяет заниматься специалисту его бэкграунд, в какой области, от этого зависит и специфика деятельности. Нужно понимать, что у комплаенс колоссальное количество направлений: расследования, кодекс этики и его внедрение, обучение, донесение до сотрудников правил, требований и др. Точно пригодится английский язык, особенно при выборе санкционного комплаенса.

Чем вы занимаетесь (в таком глобально-обширном понимании, вне рамок самой профессии)?

Все мои личные увлечения связаны с профессией. При чтении классической литературы всегда нахожу материал для моей работы. Может для кого-то это звучит скучно, поверьте я умею получать то эстетическое удовольствие. При большой увлеченности профессией находишь удовлетворение, чтоб соединить разные эстетические вещи с этическими. Это очень любопытное занятие. Эстетика и этика - это не только однозвучные слова, они еще и пересекаются. Например, классическая музыка, для меня это важный элемент жизни, она помогает сформировать такую эстетическую основу, это важно. Если говорить об увлечениях – это здоровый образ жизни, это тоже своего рода комплаенс - соблюдение правил, которые способствуют улучшению здоровья, эмоционально крепкому и хорошему физическому самочувствию.

Какие основные барьеры нужно преодолеть молодому выпускнику для того, чтобы найти себя в новой профессии? Что самое трудное?

В первую очередь, это лень. Как и в любой другой профессии нужно пахать, узнавать больше и больше, много читать, конспектировать, записывать, изучать, креативить, это постоянная работа над собой и главный враг здесь – это лень. Второй враг –это жадность. К сожалению, мы живем в потребительском обществе. Нельзя сказать, что комплаенс–офицерам необходимо вести аскетичный образ жизни, мы живем в современном мире. Все же комплаенс – это отдавать, не потреблять, а оказывать помощь, обезопасить.

Когда мы не ленимся и усиленно и профессионально работаем на своем участке, постоянно улучшаем свою работу, получаем необходимый результат, приносим пользу людям.

Есть еще один порок – это глупость, в контексте Эразма Роттердамского «Похвала глупости». В рассматриваемом случае не в прямом смысле, а больше неправильном применении знаний, неверном применении правил.

Есть ли фильм/художественная книга, где один из героев занимал бы такую должность (желательно главный, конечно)?

Пока я такого героя не видел, может в американских фильмах встречается. Думаю стоит обратиться к произведениям русской классики: «Братья Карамазовы», которое содержит элементы этики. Если находить примеры, нам нужно смотреть в собственную литературу: Л.Н.Толстой, Ф.М. Достоевский, если глубже – жития святых, и историю. Профессионал комплаенс ищет параллели во всем и это не только комедии, но и серьезная литература.

Зависит ли характер работы от сферы, в которой действует компания?

Очевидно, что зависит. Считаю, что тяжело быть комплаенсом в табачной и алкогольной компании. Порой комплаенс используется в неблаговидных целях, чтоб прикрыть определенные моменты, а когда ты понимаешь суть - становится поздно, так как можешь оказаться соучастником, стать квазикомплаенс. Есть понятия позитивного комплаенса – отрабатываешь, чтобы не было нарушений, и негативный комплаенс – находить возможность нарушать, чтоб тебе ничего не было, это тоже комплаенс, только он со знаком «минус». Для меня профессия комплаенс - это очень принципиальная профессия, которая не позволяет поступиться собственными принципами ради выгоды, заработка, прибыли, я делаю выбор оставаться честным человеком.

Вопросы задавала волонтер RBEN Маргарита Штуркова, НИУ ВШЭ, Москва

We process cookies. Confidentiality Policy.
Данный сайт обрабатывает cookies. Политика конфиденциальности.