Черепанова Вера
Руководитель консалтингового бюро «Studio Etica», г. Милан, Италия
21 октября 2018 г.

Соблюдай играючи

Международная некоммерческая ассоциация TRACE International, известная своими антикоррупционными инициативами, ежегодно проводит конкурс среди компаний «Innovation in Anti-Bribery Compliance Award». Как следует из названия, инновационность и креативный подход к решению задачи противодействия коррупции является одним из основных критериев оценки поданных на конкурс заявок.
Так, в 2016-ом году премией была отмечена компания Intel, организовавшая информационную кампанию «Международный Антикоррупционный день» в своих подразделениях по всему миру. В числе прочих активностей, сотрудникам было предложено поучаствовать в конкурсе на лучшее селфи на тему противодействия коррупции, что было воспринято с большим энтузиазмом. Согласно условиям соревнования, сотрудники должны были сфотографировать себя, держа в руках рисунок или надпись, отражающую их понимание ценности «integrity».
Подобные примеры наглядно демонстрируют, что существуют способы повысить вовлеченность сотрудников в процесс соблюдения требований этики и комплаенса незаурядным образом. Не секрет, что комплаенс традиционно не ассоциируется с чем-то увлекательным. Наоборот, уже от одной мысли о политиках и процедурах клонит в сон. Если ваши сотрудники придерживаются такого мнения, а прохождение комплаенс-тренинга часто превращается в упражнение «для галочки», самое время подумать о том, как изменить подобное представление и превратить комплаенс в важную и интересную часть работы в компании. Например, при помощи геймификации.
Геймификация, или игрофикация, — это относительно новый подход к управлению персоналом, предполагающий применение игровых принципов и практик в неигровых (рабочих) ситуациях с целью получения максимальной вовлеченности и результатов от участников процесса. Игровые моменты привносят азарт и новизну в повседневную работу, тем самым положительно влияя на лояльность сотрудников. В то же время дух соревнования способствует большей отдаче и производительности.
С точки зрения комплаенса геймификация интересна, прежде всего, с двух позиций. Во-первых, организация соревнований или игр среди сотрудников завоевывает все большую популярность среди компаний. Это может быть проверка знаний о комплаенсе при помощи опросника из 10-12 вопросов (даже безобидное «назовите ФИО комплаенс-офицера вашей организации» имеет шансы удивить), или же игра «найди нарушение», когда один из рабочих столов в офисе превращается в средоточие комплаенс-нарушений (оставленные без присмотра конфиденциальные документы, очевидно дорогостоящая подарочная корзина с надписью «от любимого поставщика» и т.д.). Сотруднику, проявившему наибольшую бдительность и осведомленность о правилах компании, полагается ценный приз.
Такие, на первый взгляд, несерьезные методы не требуют больших затрат и усилий в организации, однако позволяют лишний раз напомнить о важности тематики комплаенса в повседневной работе. Получая удовольствие от соревнования или игры, сотрудники лучше усваивают информацию и с большей вероятностью запоминают ее надолго.
Во-вторых, методы геймификации находят все большее отражение в разработке онлайн-курсов, когда подходы, характерные для компьютерных игр, используются для создания решений по комплаенс-обучению. Так, в 2017-ом году компания-разработчик PulseLearning получила престижную награду Brandon Hall Group Excellence Awards за создание онлайн-курса по противодействию коррупции «Поиски чести». Согласно задумке разработчиков, игра переносит нас в далекие земли, жизнь которым отравляет соседнее «Королевство коррупции». Задача проходящего обучение сотрудника состоит в том, чтобы собрать войска, отбить атаку коррумпированных соседей и обеспечить безопасное проживание в «Замке комплаенса». Звучит как бред? Вовсе нет.
Согласно недавно проведенному исследованию (Baxter, Holdernes and Wood; 2017), применение методов геймификации в комплаенс-тренингах повышает чувство удовлетворенности у сотрудников от обучения, а главное, позволяет лучше усвоить материал. В целях эксперимента сотрудники известного международного банка прошли основанный на методах геймификации тренинг по антикоррупционному законодательству. По итогам оценки их знаний, авторы исследования пришли к выводу о том, что геймификация оказывает положительное влияние на усвоение материала, а значит является ценным инструментом повышения эффективности комплаенс-обучения.
Итак, требуется совсем немного фантазии и усилий, чтобы превратить соблюдение политик и процедур в увлекательную игру. Выстроив коммуникацию с сотрудниками при помощи интересных мероприятий, требующих активного вовлечения, вы сможете не только улучшить имидж комплаенс-подразделения, но также обеспечите бОльшую приверженность ценностям компании и Кодексу поведения. Комплаенс-тренинг рискует таким образом превратиться в ожидаемое событие в корпоративном календаре. Однако помните, главное – вовремя остановиться.