16 июля 2018 г
Максим Сторчевой

Онлайн-курсы по этике бизнеса: Markkula Center for Applied Ethics

Несмотря на бурное развитие массовых онлайн-курсов (MOOC) за последние несколько лет, этика бизнеса в этом потоке представлена весьма слабо. До сих пор не появилось большого курса, который бы давал достаточно всесторонний и глубокий объем знаний для менеджера, который должен отвечать за этику в компании. Однако есть целый ряд курсов, которые предлагают введение в данную проблематику для тех, кто никогда с ней раньше не сталкивался.
Сразу несколько таких курсов предлагает одним из старейших и активных американских центров в области этики — Markkula Center for Applied Ethics в Универститете Санта-Клары (Калифорния). На веб-сайте центра можно найти много материалов по этике бизнеса, а также по другим разделам прикладной этики (биоэтика, этика государственного управления, этика интернета и т. д.).
Среди этих материалов можно обнаружить три небольших онлайн-курса по этике бизнеса, реализованных на платформе Canvas. Автором и преподавателем всех трех курсов является профессор Кирк Хансон (Kirk Hanson), профессор Университета Санта-Клары, приглашенный преподаватель Стенфордского университета, а также директора Markkula Center for Applied Ethics. Свои видеолекции Хансон начитывает за своим рабочим компьютером на обычную веб-камеру и иногда выводит на экран статичные слайды. Помимо видеолекций все курсы также включают в себя небольшие кейсы для обсужения, задания для выполнения студентами и проверочные тесты (см. примеры ниже).

Business Ethics for the Real World

Основная цель курса Business Ethics for the Real World - дать представление о существовании этических дилемм и предложить модель принятия этичных решений. Курс обращен к менеджерам, которые никогда раньше не задумывались об этике, но теперь им нужно осознать, что они играют различные роли в этом мире, и каждая роль (напр., роль подчиненного и роль коллеги) несет определенные моральные обязательства перед теми, кого она затрагивает. Иногда обязательства разных ролей вступают в конфликт и нужно научиться эти конфликты разрешать. Курс рассчитан на 8 часов и включает в себя четыре модуля:
  • Introduction to Business Ethics
  • Roles and Ethics
  • Dilemmas and Decisions
  • Ethical Decision Models
В качестве примера можно посмотреть материалы третьего модуля про этические дилеммы. Модуль начинается с видео "What is an Unavoidable Ethical Dilemma?":
После просмотра этого и двух других видеофрагментов менеджеру предлагается проанализировать мини-кейс On-the-Job Learning, а также заполнить и отправить небольшое задание Unavoidable Ethical Dilemmas.
После изучения всех четырех модулей менеджеру предлагается выполнить финальный тест из двадцати вопросов на выбор правильного ответа, на который отводится целых 90 минут (хотя в первом приближении этот тест можно пройти минут за пятнадцать).

Creating An Ethical Corporate Culture

Курс Creating An Ethical Corporate Culture нацелен на создание этичной корпоративной культуры и также рассчитан на менеджеров, которые вообще никогда не занимались корпоративной культурой и этикой. На изучение курса отводится 8 часов и состоит из также из четырех модулей:
  • What is Corporate Culture?
  • What is an Ethical Culture?
  • Strategies for Managing Ethics in the Organization
  • Tools for Managing the Ethical Corporate Culture
В первых двух модулях менеджеру объясняют, что такое корпоративная культура вообще и этическая культура в частности. В третьем модуле выделяется четыре возможные стратегии управления этикой: 1) relying on employee character, 2) compliance, 3) ethics exhortation 4) managing values — причем последняя из них является, по мнению автора курса, наиболее правильной.
В четвертом модуле изучается десять инструментов, которые необходимы для создания этичной корпоративной культуры менеджеру предлагается освоить:

Ethics for Managers

Ethics for Managers предназначен для менеджеров, которым нужно создать этичную организацию. Данный курс также состоит из четырех модулей, первые три из которых включают все содержание описанного выше курса Creating An Ethical Corporate Culture, а четвертый модуль предлагает еще одну тему The Special Role of CEOs and Boards of Directors. Подробное содержание курса можно посмотреть здесь.
Серьезным изучением этики данные курсы назвать нельзя, но похоже, что этот формат (8 часов, 4 модуля) - это тот реалистичный объем занятий, которые может осилить средний американский менеджер без существенного отвлечения от своей основной деятельности.