7 ноября 2018 г.
Максим Сторчевой

Journal of Business Ethics

Volume 152, Issue 3, October 2018

В выпуске 15 статей, 290 стр. Рассмотрим наиболее интересные материалы.
Социальное предпринимательство - это прекрасная идея, но для успешной реализации каждый проект должен преодолеть ряд трудностей. Для анализа этой проблемы авторы статьи A Resource-Based View of Social Entrepreneurship: How Stewardship Culture Benefits Scale of Social Impact используют ресурсный подход (resource-based view) - одну из популярных теорий в области стратегического менеджмента. Они исследуют 171 проект социального предпринимательства в США и обнаруживают, что наибольший социальный эффект достигается в том случае, когда проект обладает способностью вовлекать стейкхолдеров, привлекать государственную поддержку и генерировать доход (другими словами, успешное социальное предпринимательство - это успешное предпринимательство, прежде всего). Но авторы обнаруживают еще одну зависимость - все указанные эффекты усиливаются, если у предпринимателя развита культура служения (stewardship culture).
Влияние экологической и социальной отчетности на риски компании - сложная тема, поскольку невероятно сложным является предсказание и измерение рисков, а также интерпретация направления зависимости. Авторы статьи Environmental and Social Disclosures and Firm Risk анализируют три типа риска: общий, системный и идиосикратический и обнаруживают, что отчетность никак не влияет не системный риск, но существенно снижает общий и идиосинкратические риски, что является новым научным результатом. Объяснение простое - у стейкхолдеров повышается доверие и они готовы поддерживать фирму в трудной ситуации. Эмпирическая выборка исследования - 1755 наблюдений в 2005-2013 гг. Общий риск измеряется как стандартное отклонение ежедневной доходности акции фирмы, системный риск как колебание доходности акций фирмы, вызванное общим колебанием рынка, и идиосинкратический риск как остаточное колебание, связанное только с особенностями фирмы.
Успешная политика КСО невозможна без эффективного диалога со стейкхолдерами. Однако исследований диалога со стейкхолдерами существует пока немного. Авторы статьи Discursive Tensions in CSR Multi-stakeholder Dialogue: A Foucauldian Perspective используют постмодернистскую методологию для глубинного анализа одного кейса - глобальной молочной компании, которая вовлечена в диалог с множеством стейкхолдерами. Авторы подробно изучают организацию и содержание этого диалога и приходят к выводу, что теоретические представления об идеальном диалоге и реальностью весьма расходятся. В частности, сам процесс диалога зачастую играет большую роль, чем конкретное содержание.
Авторы статьи Host Country Sourcing of Multinational Enterprises: A Corporate Social Responsibility Perspective вводят новый термин stakeholder influence capacity (SIC) - способность управлять отношениями со стейкхолдерами и извлекать из этого пользу. В частности, авторы показывают, что хорошие отношения глобальной фирмы с местными стейкхолдерами позволяют ей гораздо легче наладить местное снабжение (local sourcing). Эмпирическое исследование выборки фирм в Южной Корее подтверждает положительную связь между первым и вторым, а также обнаруживает особенную важность этой связи для глобальных фирм, которые находятся на существенной географической и культурной дистанции от страны оперирования.
Тема "устойчивого HR" относительно новая, и авторы статьи Sustainable Human Resource Management with Salience of Stakeholders: A Top Management Perspective пытаются внести вклад как в ее концептуалное развитие, так и эмпирическое исследование. Они выделяют четыре области устойчивого HR: справедливость и равенство, прозрачность практик HR, прибыльность и благополучение работников. Кроме этого они анализируют четыре типа ответственности (юридическую и этическую, управленческую, социальную и экономическую), а также роль всех стейкхолдеров в устойчивом HR. Эмпирические данные взяты из финского показателя Finnish HR Barometer.
Правильная формулировка миссии и стратегической цели компании важна не для внешнего PR, а для внутреннего принятия решений. Как показывают авторы статьи Talk the Talk or Walk the Walk? An Examination of Sustainability Accounting Implementation, если цели компании сформулированы недвусмысленно и в явном виде включают в себя экологическую устойчивость, менеджеры компании гораздо с большй вероятностью принимают решение в пользу более устойчивого, но менее прибыльного в коротком промежутке времени решения. Авторы провели эксперимент со 127 операционными менеджерами (недавними выпускниками бизнес-школ), которым нужно было сделать выбор между более экологичной (биоразлагаемой) упаковкой и более высокой прибыльностью компании, и обнаружили, что четкая формулировка целей устойчивого развития существенным образом повышает вероятность выбора первой опции.
Справедливость не так часто является сюжетом для исследований в литературе по КСО, но статья Value Added as part of Sustainability Reporting: Reporting on Distributional Fairness or Obfuscation? представляет собой интересное исключение. Авторы разбирают качество value added statements - отчетов о добавленной ценности, которые должны рассказывать о ценности, создаваемой компанией, и о том, кому эта ценность достается. Авторы обнаруживают, что компании либо очень не хотят предоставлять информацию, которая может быть действительно полезна, либо умышленно используют запутывающие формулировки, которые скрывают реальную ситуацию. Таким образом value added statements оказываются содержательно неполноценными или некачественными.
Насколько "устойчивость продукта" компании влияет на поведение потребителя? Авторы статьи Seize the Day or Save the World? The Importance of Ethical Claims and Product Nature Congruity обнаруживают неожиданный результат. Если продукт сложный (sophisticated), то его претензии на устойчивость плохо влияют на восприятие потребителем своего удовлетворения от потребления продукта и он даже может предпочесть продукты конкурентов, имеющие более скромные показатели "устойчивости". А если продукт простой (simple), этого эффекта не наблюдается. Данный результат был замечен в двух экспериментальных исследованиях с участием нескольких сотен студентов магистратуры, которые в лабораторных условиях делали выбор между различными продуктами.