23 сентября 2018 г.

Корпоративное волонтерство: дискуссия в РЖД

Тему корпоративного волонтёрства препарировали на минувшей неделе с молодёжным активом РЖД — примерно восемью десятками управленцев (при текущей численности желдорперсонала это один на 10 000), организующих своих неравнодушных коллег на участие в социально значимых проектах по всей стране.


Выводы, к которым пришла по следам нашей довольно острой дискуссии (не всегда применимые к подходам #РЖД, но исключение лишь подтверждает правило):
✅ Корпорации по-прежнему предпочитают самостоятельно определять приоритеты для своей социально ориентированной деятельности и рассматривают корпоративное волонтерство как инструмент масштабирования / тиражирования готовых решений.
Волонтерам при таком подходе достаётся роль «рук и ног» с приятным бонусом в виде selfie, будь то фасовка и доставка продовольственной помощи нуждающимся, посещение домов престарелых или детских домов, посадка саженцев или уборка территорий. Не говоря уже о донорстве крови, которое традиционно рассматривает добровольцев исключительно как физический ресурс — и в этом смысле отдаёт предпочтение тем, у кого такого ресурса (здоровья и жизненных сил) больше.
Корпораций, готовых поддерживать волонтёрство в формате pro bono — поощряя сотрудников, в служебное время безвозмездно оказывающих экспертные услуги нуждающимся (будь то профессиональный аудит благотворительного фонда, обучение сотрудников НКО продвижению и фандрайзингу в соцсетях либо техническое обслуживание и перепрошивка IT-оборудования в ), на порядок меньше — то ли спрос на подобные услуги у потенциальных благополучателей невелик, то ли корпоративные пиарщики не усматривают в подобных проектах столь необходимой им зрелищности.
✅ Ну, а коль скоро добровольцев в корпоративных социальных проектах редко приглашают делиться собственным экспертным мнением и профессиональным опытом, им чаще всего приходится иметь дело с готовыми решениями, предложенными партнерской стороной и согласованными руководством компании.
Это отнюдь не означает, что наполняющие корпоративные акции своей энергией и томимые жаждой «причинить добро» волонтёры не замечают таких «пустяков», как фальшь или раздутые райдеры приглашённых селебрити, нерациональная логистика или игнорирование события представителями высшего руководства.
Способны они не только оценить общую неэффективность проекта, но и, руководствуясь элементарным здравым смыслом и знанием локальной специфики, предложить альтернативные подходы к решению поставленной задачи.
Не вовлекая сотрудников в обсуждение проектов #КСО на этапе их разработки, компания теряет возможность взглянуть на планируемые программы их глазами, критически осмыслить сферу приложения общих усилий и позволить добровольцам взять ответственность не только за достижение цели, но и за выбор методов этого достижения.
✅ Что же касается собственных идей волонтёров в сфере повышения качества среды, пока примеры того, как корпорации отбирают их, помогают «докрутить» экспертно и начинают поддерживать организационно и финансово, действительно редки.
Не берусь пропагандировать именно такой подход, однако, если мы соглашаемся, что одна из задач корпоративного волонтёрства — укрепление доверия к организации, в том числе внутри трудового коллектива, — пожалуй, есть смысл предусмотреть возможность для активистов предлагать и обосновывать собственные подходы к решению задач, определённых компанией как основные направления её социальной миссии.
5 октября 2019

Бренды как люди: с гражданской позицией и без

На Baltic Weekend говорили в этот раз о том, под силу ли сугубо коммерческим продуктам типа зубной пасты, пены для бритья, спортивной обуви или жареных крылышек замахиваться на решение острейших глобальных проблем экологического и гуманитарного толка.

15 сентября 2019

Когда от social intelligence брендов остаётся одна intelligence. И отнюдь не в смысле интеллекта

Помню, как четыре года тому назад, когда я не то чтобы преднамеренно оказалась среди многоуважаемых спикеров пленарки главного маркетингового форума страны, веру мою в человечество слегка поколебал седовласый маркетолог Yandex, который сначала в манере среднестатистического вузовского преподавателя потребовал, чтобы подняли руки все, кто успел изучить труды «отца бихевиоризма» и нобелевского лауреата Даниэля Канемана, а затем, насчитав в зале не более пяти поднятых рук, торжествующе заявил, что со всеми остальными (неучами, видимо) и говорить ему не о чем.

12 сентября 2019

Обороноспособность РЖД

Почти анекдот: говорят, ещё каких-нибудь пару лет тому назад первым пунктом корпоративной стратегии РЖД числилось — что бы вы думали? — «Обеспечение обороноспособности страны». Не благополучие пассажиров, не сохранность грузов, не безопасность транспортировки и, не дай Бог, скорость или качество обслуживания в принципе.