23 сентября 2018 г.

Корпоративное волонтерство: дискуссия в РЖД

Тему корпоративного волонтёрства препарировали на минувшей неделе с молодёжным активом РЖД — примерно восемью десятками управленцев (при текущей численности желдорперсонала это один на 10 000), организующих своих неравнодушных коллег на участие в социально значимых проектах по всей стране.


Выводы, к которым пришла по следам нашей довольно острой дискуссии (не всегда применимые к подходам #РЖД, но исключение лишь подтверждает правило):
✅ Корпорации по-прежнему предпочитают самостоятельно определять приоритеты для своей социально ориентированной деятельности и рассматривают корпоративное волонтерство как инструмент масштабирования / тиражирования готовых решений.
Волонтерам при таком подходе достаётся роль «рук и ног» с приятным бонусом в виде selfie, будь то фасовка и доставка продовольственной помощи нуждающимся, посещение домов престарелых или детских домов, посадка саженцев или уборка территорий. Не говоря уже о донорстве крови, которое традиционно рассматривает добровольцев исключительно как физический ресурс — и в этом смысле отдаёт предпочтение тем, у кого такого ресурса (здоровья и жизненных сил) больше.
Корпораций, готовых поддерживать волонтёрство в формате pro bono — поощряя сотрудников, в служебное время безвозмездно оказывающих экспертные услуги нуждающимся (будь то профессиональный аудит благотворительного фонда, обучение сотрудников НКО продвижению и фандрайзингу в соцсетях либо техническое обслуживание и перепрошивка IT-оборудования в ), на порядок меньше — то ли спрос на подобные услуги у потенциальных благополучателей невелик, то ли корпоративные пиарщики не усматривают в подобных проектах столь необходимой им зрелищности.
✅ Ну, а коль скоро добровольцев в корпоративных социальных проектах редко приглашают делиться собственным экспертным мнением и профессиональным опытом, им чаще всего приходится иметь дело с готовыми решениями, предложенными партнерской стороной и согласованными руководством компании.
Это отнюдь не означает, что наполняющие корпоративные акции своей энергией и томимые жаждой «причинить добро» волонтёры не замечают таких «пустяков», как фальшь или раздутые райдеры приглашённых селебрити, нерациональная логистика или игнорирование события представителями высшего руководства.
Способны они не только оценить общую неэффективность проекта, но и, руководствуясь элементарным здравым смыслом и знанием локальной специфики, предложить альтернативные подходы к решению поставленной задачи.
Не вовлекая сотрудников в обсуждение проектов #КСО на этапе их разработки, компания теряет возможность взглянуть на планируемые программы их глазами, критически осмыслить сферу приложения общих усилий и позволить добровольцам взять ответственность не только за достижение цели, но и за выбор методов этого достижения.
✅ Что же касается собственных идей волонтёров в сфере повышения качества среды, пока примеры того, как корпорации отбирают их, помогают «докрутить» экспертно и начинают поддерживать организационно и финансово, действительно редки.
Не берусь пропагандировать именно такой подход, однако, если мы соглашаемся, что одна из задач корпоративного волонтёрства — укрепление доверия к организации, в том числе внутри трудового коллектива, — пожалуй, есть смысл предусмотреть возможность для активистов предлагать и обосновывать собственные подходы к решению задач, определённых компанией как основные направления её социальной миссии.
19 января 2020

Сомнительный разрыв

Нешуточные дебаты развернулись между ведущими мировыми экономическими школами после элегантного вброса нобелевского лауреата Пола Кругмана о том, что за каких-нибудь полвека реальный разрыв в оплате труда между СЕО среднестатистической корпорации из числа Fortune 500 и самым низкооплачиваемым этой корпорации работником вырос с 20 до почти 300 раз.

16 декабря 2019

Культура компаний как отражение детских травм руководителей

«Что вы хотите? — со вздохом сказала коллега из авторитетнейшей металлургической корпорации. — «Скажите спасибо, что у нас конкурсы красоты хотя бы перестали проводить с определенными целями»... Кто-то, дорастив бизнес до уровня монопольного в ряде секторов, всё ещё наивно полагает, что можно продолжать «соображать на троих», принимая решения за многотысячный коллектив в удобном формате стартапа, а кто-то — просто фиксирует в своей империи ностальгию по босоногому детству и «лихим 90-м».

1 декабря 2019

На дне доверия

А ещё на этой неделе говорили с коллегами по цеху на Национальном Рекламном Форуме о том, как незаметно специалисты по рекламным коммуникациям, — они же маркетологи — оказались на самом дне рейтинга профессий с точки зрения ДОВЕРИЯ к их деятельности.