7 сентября 2018 г.

Изобрести себя заново, но с умом и совестью

Пленарную сессию второго дня московского Климатического форума предварял целый сериал из духоподъёмных роликов московского же нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ). Ролики играючи рассеивали тревоги собравшейся экологической общественности и щедро дарили ей уверенность в завтрашнем дне, живописуя оснащение стремительно утрачивающего всякий экономический и социальный смысл бизнеса передовыми очистными сооружениями и тому подобными фундаментальными технологиями.


Других воплощений национальной нефтегазовой отрасли на форуме замечено не было, а жаль — вопросом о том, куда они планируют сбывать свою стратегическую продукцию после того, как (похоже, уже довольно скоро) Евросоюз и Китай снизят потребление углеводородного топлива, успешно заместив его альтернативной энергетикой, поочерёдно задавались и спикеры на сцене, и эксперты в зале.
Альтернативные версии своего бизнеса сегодня внедряют лидеры практически каждой отрасли. Тяжеловесы мировой нефтегазовой добычи и переработки, скрепя сердце, устанавливают ветряные станции и солнечные панели для снабжения промышленных парков («мы — не нефтегаз, мы — энергетика»). Столпы автопрома массово переходят на электродвигатели, и уже никого не изумляет, что 50% их продаж к 2020 году будет приходиться на электромобили. Металлургические компании, кряхтя, внедряют технологии, позволяющие в несколько раз сократить углеродные выбросы при выплавке металлов, и выводят «чистые» бренды на рынок («ну и что, что цена кусается, но зато «зеленый алюминий», как у людей»). Табачная отрасль «оцифровалась» устройствами бездымной доставки никотина и также делит свой бизнес на «до» и «после» (традиционные продукты и продукты будущего поколения). Даже молочные компании, испокон веков почивавшие на лаврах «здорового питания, рекомендованного для всех возрастов», похоже, прозрели и бросились тихо скупать конкурентов, выпускающих куда более здоровые альтернативные продукты типа пакетированного соевого, миндального, кокосового и т.п. молока.
Под влиянием спроса или запроса снизу по цепочке поставок (downstream) компании переобуваются на ходу достаточно резво, меняя правила игры, модели ведения бизнеса или, как минимум, приоритеты в целых секторах. Однако без перераспределения фискальной нагрузки с тех, кто переобулся, на тех, кто об этом даже не думал, доплачивать за неэффективность и неэкологичность последних приходится всем без исключения — и тем, кто традиционно выбирает подешевле и не задаётся вопросами скрытого вреда, и тем, кто готов вообще отказаться от продукта или услуги, если его не устраивают предлагаемые рынком решения.
19 января 2020

Сомнительный разрыв

Нешуточные дебаты развернулись между ведущими мировыми экономическими школами после элегантного вброса нобелевского лауреата Пола Кругмана о том, что за каких-нибудь полвека реальный разрыв в оплате труда между СЕО среднестатистической корпорации из числа Fortune 500 и самым низкооплачиваемым этой корпорации работником вырос с 20 до почти 300 раз.

16 декабря 2019

Культура компаний как отражение детских травм руководителей

«Что вы хотите? — со вздохом сказала коллега из авторитетнейшей металлургической корпорации. — «Скажите спасибо, что у нас конкурсы красоты хотя бы перестали проводить с определенными целями»... Кто-то, дорастив бизнес до уровня монопольного в ряде секторов, всё ещё наивно полагает, что можно продолжать «соображать на троих», принимая решения за многотысячный коллектив в удобном формате стартапа, а кто-то — просто фиксирует в своей империи ностальгию по босоногому детству и «лихим 90-м».

1 декабря 2019

На дне доверия

А ещё на этой неделе говорили с коллегами по цеху на Национальном Рекламном Форуме о том, как незаметно специалисты по рекламным коммуникациям, — они же маркетологи — оказались на самом дне рейтинга профессий с точки зрения ДОВЕРИЯ к их деятельности.