10 июля 2018 г.

Подрывная деятельность De Beers

На фоне Мундиаля в России как-то совсем незаметно промелькнула новость о большом, я бы даже сказала, переломном событии в мировой алмазной индустрии.
Хотя, в общем, и репортажи с места события — из Лас-Вегаса, где бессменный лидер и монополист отрасли De Beers чуть больше месяца назад презентовал свою линейку синтетических ювелирных алмазов, — не отличались особой проницательностью.


Все в один голос твердили о «революционности» и «неожиданности» решения компании, дотоле пренебрегавшей лабораторными алмазами и оставлявшей для них незавидную участь технического сырья для производства оптических и режущих инструментов. (Десятилетиями De Beers убеждал покупателей в ценности только «настоящих», а значит, «редких» бриллиантов и вплоть до 2015 года заявлял о своей приверженности соответствующей стратегии развития).
Почти никто не уловил того, что и сам по себе внезапный выход De Beers на этот заведомо им не интересный рынок, бойко осваиваемый многочисленными стартапами, и запуск нарочито «бедненького, но чистенького» бренда искусственных бриллиантов LightBox, и заявленные для него маркетинговая и ценовая стратегии — суть вещи сугубо искусственные, технические, оправдывающие и как-никак декорирующие стремление #DeBeers продиктовать новичкам правила игры и закрепить размеры потенциальной ниши. Никто не обмолвился о том, что этот шаг очень напоминает входной билет для «подрыва изнутри».
Стартаперы, вложившиеся в закупку технологий, оборудование лабораторий и регистрацию прав, рассчитывали позиционировать алмазы, выращенные в лабораторных условиях (в среднем процесс занимает 500 часов), как более «экологичные» и «добытые этичным путём» и при этом не менее достойные и лишь чуть более доступные широким слоям населения по сравнению с натуральными.
Повторю: замену, обладающую теми же физическими, химическими и оптическими характеристиками, совсем не планировали представлять «дешёвкой», не способной достойно конкурировать с ювелирными изделиями из ископаемых алмазов.
Но De Beers сделал именно это. Невнятный дизайн LightBox, решение лишить их присущей бриллиантам бесцветности (в этом бренде углероды будут только розовыми, голубыми или белыми), маркетинговый посыл про то, что «это, конечно, не про вехи на жизненном пути, а про моменты, то бишь, куда менее эмоциональные события в жизни» и «не навсегда, а на прямо сейчас» (мол, невесте или юбиляру такое дарить ни-ни), но — самое главное — заявленная цена (всего $800 за карат, что ровно в 25 (!) раз ниже цены карата «реального» бриллианта) — одним ударом опрокинули планы новых игроков рынка на его давно назревший передел.
О каком переделе может идти речь, если представители бренда LightBox смиренно заявляют, что их изделия способны конкурировать разве что с сумками или туфлями, «но уж никак не с настоящими бриллиантами». Элегантное занижение самооценки во спасение «статус кво» в картеле?
19 января 2020

Сомнительный разрыв

Нешуточные дебаты развернулись между ведущими мировыми экономическими школами после элегантного вброса нобелевского лауреата Пола Кругмана о том, что за каких-нибудь полвека реальный разрыв в оплате труда между СЕО среднестатистической корпорации из числа Fortune 500 и самым низкооплачиваемым этой корпорации работником вырос с 20 до почти 300 раз.

16 декабря 2019

Культура компаний как отражение детских травм руководителей

«Что вы хотите? — со вздохом сказала коллега из авторитетнейшей металлургической корпорации. — «Скажите спасибо, что у нас конкурсы красоты хотя бы перестали проводить с определенными целями»... Кто-то, дорастив бизнес до уровня монопольного в ряде секторов, всё ещё наивно полагает, что можно продолжать «соображать на троих», принимая решения за многотысячный коллектив в удобном формате стартапа, а кто-то — просто фиксирует в своей империи ностальгию по босоногому детству и «лихим 90-м».

1 декабря 2019

На дне доверия

А ещё на этой неделе говорили с коллегами по цеху на Национальном Рекламном Форуме о том, как незаметно специалисты по рекламным коммуникациям, — они же маркетологи — оказались на самом дне рейтинга профессий с точки зрения ДОВЕРИЯ к их деятельности.