26 июня 2018 г.

Неуемная жажда роста

Обозревая бескрайние стеллажи очередного склада-магазина, доверху забитые многослойной пластиковой тарой, заполненной самым разным по своей пищевой и непищевой ценности содержимым, — тарой, которой в течение каких-нибудь 2-4-8 недель предстоит начало "захватывающего" путешествия (разными маршрутами) в мировой океан, почву или атмосферу, вновь задумалась о роли потребителей и потребления в бесконечной гонке за объемами производства и продаж.



Площадь среднестатистического американского дома (по сравнению с 1950-ми) выросла больше чем вдвое, а вот размер среднестатической семьи за тот же период времени сократился вполовину. Новый дом, напечатанный на 3D-принтере из материалов на основе древесины и обслуживаемый солнечной энергией, может быть, и неплох для окружающей среды (если только этот тренд не станет стимулировать всё большее потребление ресурсов на душу населения), однако вряд ли его наличие сумеет решить проблему социальной изоляции в США, где более половины всего взрослого населения чувствует себя одинокими. Эта цифра выросла более чем в 2 раза с начала 1980-х.

Какой смысл мчаться на работу на беспилотном автомобиле, собранном из экологичных материалов и заправленном биотопливом, по автотрассе, освещаемой от солнечных батарей, если 87% работников сегодня чувствуют, что утратили эмоциональную привязанность к своему труду, да настолько, что не видят иного выхода, как свести счёты с жизнью?

Замена токсичных при разложении полиэстера и нейлона материалами биологического происхождения при производстве текстиля не поможет нам преодолеть пристрастие к быстрой смене модных дешевых "тряпок", благодаря которому только американцы ежегодно отправляют на свалку 14 млн. тонн одежды. Количество вполне пригодных для ношения вещей, отправляемых в утиль, выросло на 100% за последние 20 лет. Более эффективные технологии переработки не исцелят нас от этого пристрастия — они могут его лишь усугубить.

Этими вопросами в своей новой книге "Conscious Society: Reinventing How We Consume, Work, Relate and Live", подготовленной к выходу в 2019 году, задаётся Нави Раджу, лектор Judge Business School Кембриджского университета. Судя по анонсу издания на портале www.fastcompany.com, г-н Раджу является большим поклонником концепции "биоэкономики". Определяет он её как "устойчивую экономическую систему, базирующуюся на чистых источниках энергии", которая посредством "ресурсосберегающих инноваций" должна преобразовать наши системы промышленного производства и сельского хозяйства с тем, чтобы выпуск здоровой еды и других товаров для большего числа людей был сопряжён с меньшими затратами и выбросами парниковых газов.

Однако Нави Раджу признаёт, что сама по себе "биоэкономика" не сможет защитить и сохранить природу, “пока все мы — производители с неуемной жаждой роста объемов и ненасытные потребители — не обуздаем своё алчное нутро" (цитирую автора).

Раджу усматривает проблемы сегодняшнего перепроизводства промышленных товаров и перерасхода быстро тающих конечных ресурсов планеты в "бессознательном образе жизни", от которого давно пора отказаться. Сознательность (давно забытое, но такое ёмкое советское слово), на взгляд профессора, необходима во всём: и в том, как мы производим, и в том, как мы потребляем, и как работаем, строим отношения и живём.

5 октября 2019

Бренды как люди: с гражданской позицией и без

На Baltic Weekend говорили в этот раз о том, под силу ли сугубо коммерческим продуктам типа зубной пасты, пены для бритья, спортивной обуви или жареных крылышек замахиваться на решение острейших глобальных проблем экологического и гуманитарного толка.

15 сентября 2019

Когда от social intelligence брендов остаётся одна intelligence. И отнюдь не в смысле интеллекта

Помню, как четыре года тому назад, когда я не то чтобы преднамеренно оказалась среди многоуважаемых спикеров пленарки главного маркетингового форума страны, веру мою в человечество слегка поколебал седовласый маркетолог Yandex, который сначала в манере среднестатистического вузовского преподавателя потребовал, чтобы подняли руки все, кто успел изучить труды «отца бихевиоризма» и нобелевского лауреата Даниэля Канемана, а затем, насчитав в зале не более пяти поднятых рук, торжествующе заявил, что со всеми остальными (неучами, видимо) и говорить ему не о чем.

12 сентября 2019

Обороноспособность РЖД

Почти анекдот: говорят, ещё каких-нибудь пару лет тому назад первым пунктом корпоративной стратегии РЖД числилось — что бы вы думали? — «Обеспечение обороноспособности страны». Не благополучие пассажиров, не сохранность грузов, не безопасность транспортировки и, не дай Бог, скорость или качество обслуживания в принципе.