26 июня 2018 г.

Неуемная жажда роста

Обозревая бескрайние стеллажи очередного склада-магазина, доверху забитые многослойной пластиковой тарой, заполненной самым разным по своей пищевой и непищевой ценности содержимым, — тарой, которой в течение каких-нибудь 2-4-8 недель предстоит начало "захватывающего" путешествия (разными маршрутами) в мировой океан, почву или атмосферу, вновь задумалась о роли потребителей и потребления в бесконечной гонке за объемами производства и продаж.



Площадь среднестатистического американского дома (по сравнению с 1950-ми) выросла больше чем вдвое, а вот размер среднестатической семьи за тот же период времени сократился вполовину. Новый дом, напечатанный на 3D-принтере из материалов на основе древесины и обслуживаемый солнечной энергией, может быть, и неплох для окружающей среды (если только этот тренд не станет стимулировать всё большее потребление ресурсов на душу населения), однако вряд ли его наличие сумеет решить проблему социальной изоляции в США, где более половины всего взрослого населения чувствует себя одинокими. Эта цифра выросла более чем в 2 раза с начала 1980-х.

Какой смысл мчаться на работу на беспилотном автомобиле, собранном из экологичных материалов и заправленном биотопливом, по автотрассе, освещаемой от солнечных батарей, если 87% работников сегодня чувствуют, что утратили эмоциональную привязанность к своему труду, да настолько, что не видят иного выхода, как свести счёты с жизнью?

Замена токсичных при разложении полиэстера и нейлона материалами биологического происхождения при производстве текстиля не поможет нам преодолеть пристрастие к быстрой смене модных дешевых "тряпок", благодаря которому только американцы ежегодно отправляют на свалку 14 млн. тонн одежды. Количество вполне пригодных для ношения вещей, отправляемых в утиль, выросло на 100% за последние 20 лет. Более эффективные технологии переработки не исцелят нас от этого пристрастия — они могут его лишь усугубить.

Этими вопросами в своей новой книге "Conscious Society: Reinventing How We Consume, Work, Relate and Live", подготовленной к выходу в 2019 году, задаётся Нави Раджу, лектор Judge Business School Кембриджского университета. Судя по анонсу издания на портале www.fastcompany.com, г-н Раджу является большим поклонником концепции "биоэкономики". Определяет он её как "устойчивую экономическую систему, базирующуюся на чистых источниках энергии", которая посредством "ресурсосберегающих инноваций" должна преобразовать наши системы промышленного производства и сельского хозяйства с тем, чтобы выпуск здоровой еды и других товаров для большего числа людей был сопряжён с меньшими затратами и выбросами парниковых газов.

Однако Нави Раджу признаёт, что сама по себе "биоэкономика" не сможет защитить и сохранить природу, “пока все мы — производители с неуемной жаждой роста объемов и ненасытные потребители — не обуздаем своё алчное нутро" (цитирую автора).

Раджу усматривает проблемы сегодняшнего перепроизводства промышленных товаров и перерасхода быстро тающих конечных ресурсов планеты в "бессознательном образе жизни", от которого давно пора отказаться. Сознательность (давно забытое, но такое ёмкое советское слово), на взгляд профессора, необходима во всём: и в том, как мы производим, и в том, как мы потребляем, и как работаем, строим отношения и живём.

19 января 2020

Сомнительный разрыв

Нешуточные дебаты развернулись между ведущими мировыми экономическими школами после элегантного вброса нобелевского лауреата Пола Кругмана о том, что за каких-нибудь полвека реальный разрыв в оплате труда между СЕО среднестатистической корпорации из числа Fortune 500 и самым низкооплачиваемым этой корпорации работником вырос с 20 до почти 300 раз.

16 декабря 2019

Культура компаний как отражение детских травм руководителей

«Что вы хотите? — со вздохом сказала коллега из авторитетнейшей металлургической корпорации. — «Скажите спасибо, что у нас конкурсы красоты хотя бы перестали проводить с определенными целями»... Кто-то, дорастив бизнес до уровня монопольного в ряде секторов, всё ещё наивно полагает, что можно продолжать «соображать на троих», принимая решения за многотысячный коллектив в удобном формате стартапа, а кто-то — просто фиксирует в своей империи ностальгию по босоногому детству и «лихим 90-м».

1 декабря 2019

На дне доверия

А ещё на этой неделе говорили с коллегами по цеху на Национальном Рекламном Форуме о том, как незаметно специалисты по рекламным коммуникациям, — они же маркетологи — оказались на самом дне рейтинга профессий с точки зрения ДОВЕРИЯ к их деятельности.