26 июня 2018 г.

Трансформация чайной индустрии

Итак, к трансформации чайной индустрии. Той самой, которая посредством плантационного чаеводства, глобальных (теперь уже местами электронных) аукционов и максимально автоматизированных систем поставок и переработки, обеспечивает нас ежедневно горьковатым обжигающим напитком всех оттенков шампанского и терракотового.

Коробка индийского чая на 80 пакетиков в британском супермаркете обойдётся покупателю в 2 фунта стерлингов (примерно 170 рублей), а вот сборщик на плантации в штате Ассам получит за чайный лист, собранный для этой коробки, в 100 раз меньше.



Ещё четыре года тому назад The Guardian критиковал ведущих производителей фасованного чая, объединивших свои усилия под амбициозным брендом Ethical Tea Partnership. Критиковал за то, что партнёрство Ethical Tea Partnership не спешило решать проблемы с небезопасными условиями труда и несправедливым вознаграждением за него на чайных плантациях в северо-восточном индийском штате Ассам, принадлежащих в большинстве своём совместному предприятию Tata Global Beverages, производителю известного чайного бренда Tetley, и International Finance Corporation, инвестиционному подразделению World Bank.

Работник, собирающий чайные листья на плантациях этого СП, получает за свои труды 94 рупии (примерно 87 рублей) в день. Это при том, что официально минимальный размер оплаты труда для неквалифицированной рабочей силы (оплаты, позволяющей выживать), в штате Ассам установлен на уровне 169 рупий. Представители некоммерческого сектора убеждены, что большому бизнесу удалось убедить власти штата в том, что 94 рупии в день — максимум, что можно давать сборщику чайного листа, чтобы плантации были хоть как-то рентабельны.

Детей работников часто увозят с этих плантаций обманным путём (тех, что помладше, забирают силой, постарше — уговаривают) и сдают в «аренду» в качестве домашнего персонала в Дели или Мумбаи. Активисты движения Bachpan Bachao Andolan не без оснований квалифицируют такую аренду как настоящее рабство, найти и вызволить ребёнка из которого — большая удача. Незаконное перемещение детей в Индии насчитывает примерно 100 000 несовершеннолетних ежегодно; возвращать родным удаётся не более 0.6% от этого числа.

Естественно, в том, что крайняя нищета занятых в чаеводстве работников, по сути, становится питательной средой для развития современного рабовладения в больших городах, местные общественники винят владельцев чайного бизнеса, подсчитывающих немалые барыши. Консолидированная чистая прибыль Tata Global Beverages (объединяет бизнесы чая, кофе и питьевой воды) за 2017 год выросла на 22% до 5,6 млрд рупий (примерно 5,2 млрд рублей).

К чести Ethical Tea Partnership, в тот самый день, когда мы на конференции Ведомостей горячо обсуждали проблемы шоколадной индустрии, участники ETP — ведущие мировые бренды чая (в т.ч. Twinings, Lipton, TaylorsofHarrogate, Tetley) в партнёрстве с UNICEF открыли рассчитанную на 3 года программу коренного преобразования условий жизни, труда, охраны здоровья, полноценного питания и образования женщин, детей и семей в чаеводческом штате Ассам.

19 января 2020

Сомнительный разрыв

Нешуточные дебаты развернулись между ведущими мировыми экономическими школами после элегантного вброса нобелевского лауреата Пола Кругмана о том, что за каких-нибудь полвека реальный разрыв в оплате труда между СЕО среднестатистической корпорации из числа Fortune 500 и самым низкооплачиваемым этой корпорации работником вырос с 20 до почти 300 раз.

16 декабря 2019

Культура компаний как отражение детских травм руководителей

«Что вы хотите? — со вздохом сказала коллега из авторитетнейшей металлургической корпорации. — «Скажите спасибо, что у нас конкурсы красоты хотя бы перестали проводить с определенными целями»... Кто-то, дорастив бизнес до уровня монопольного в ряде секторов, всё ещё наивно полагает, что можно продолжать «соображать на троих», принимая решения за многотысячный коллектив в удобном формате стартапа, а кто-то — просто фиксирует в своей империи ностальгию по босоногому детству и «лихим 90-м».

1 декабря 2019

На дне доверия

А ещё на этой неделе говорили с коллегами по цеху на Национальном Рекламном Форуме о том, как незаметно специалисты по рекламным коммуникациям, — они же маркетологи — оказались на самом дне рейтинга профессий с точки зрения ДОВЕРИЯ к их деятельности.