26 июня 2018 г.

Трансформация чайной индустрии

Итак, к трансформации чайной индустрии. Той самой, которая посредством плантационного чаеводства, глобальных (теперь уже местами электронных) аукционов и максимально автоматизированных систем поставок и переработки, обеспечивает нас ежедневно горьковатым обжигающим напитком всех оттенков шампанского и терракотового.

Коробка индийского чая на 80 пакетиков в британском супермаркете обойдётся покупателю в 2 фунта стерлингов (примерно 170 рублей), а вот сборщик на плантации в штате Ассам получит за чайный лист, собранный для этой коробки, в 100 раз меньше.



Ещё четыре года тому назад The Guardian критиковал ведущих производителей фасованного чая, объединивших свои усилия под амбициозным брендом Ethical Tea Partnership. Критиковал за то, что партнёрство Ethical Tea Partnership не спешило решать проблемы с небезопасными условиями труда и несправедливым вознаграждением за него на чайных плантациях в северо-восточном индийском штате Ассам, принадлежащих в большинстве своём совместному предприятию Tata Global Beverages, производителю известного чайного бренда Tetley, и International Finance Corporation, инвестиционному подразделению World Bank.

Работник, собирающий чайные листья на плантациях этого СП, получает за свои труды 94 рупии (примерно 87 рублей) в день. Это при том, что официально минимальный размер оплаты труда для неквалифицированной рабочей силы (оплаты, позволяющей выживать), в штате Ассам установлен на уровне 169 рупий. Представители некоммерческого сектора убеждены, что большому бизнесу удалось убедить власти штата в том, что 94 рупии в день — максимум, что можно давать сборщику чайного листа, чтобы плантации были хоть как-то рентабельны.

Детей работников часто увозят с этих плантаций обманным путём (тех, что помладше, забирают силой, постарше — уговаривают) и сдают в «аренду» в качестве домашнего персонала в Дели или Мумбаи. Активисты движения Bachpan Bachao Andolan не без оснований квалифицируют такую аренду как настоящее рабство, найти и вызволить ребёнка из которого — большая удача. Незаконное перемещение детей в Индии насчитывает примерно 100 000 несовершеннолетних ежегодно; возвращать родным удаётся не более 0.6% от этого числа.

Естественно, в том, что крайняя нищета занятых в чаеводстве работников, по сути, становится питательной средой для развития современного рабовладения в больших городах, местные общественники винят владельцев чайного бизнеса, подсчитывающих немалые барыши. Консолидированная чистая прибыль Tata Global Beverages (объединяет бизнесы чая, кофе и питьевой воды) за 2017 год выросла на 22% до 5,6 млрд рупий (примерно 5,2 млрд рублей).

К чести Ethical Tea Partnership, в тот самый день, когда мы на конференции Ведомостей горячо обсуждали проблемы шоколадной индустрии, участники ETP — ведущие мировые бренды чая (в т.ч. Twinings, Lipton, TaylorsofHarrogate, Tetley) в партнёрстве с UNICEF открыли рассчитанную на 3 года программу коренного преобразования условий жизни, труда, охраны здоровья, полноценного питания и образования женщин, детей и семей в чаеводческом штате Ассам.

5 октября 2019

Бренды как люди: с гражданской позицией и без

На Baltic Weekend говорили в этот раз о том, под силу ли сугубо коммерческим продуктам типа зубной пасты, пены для бритья, спортивной обуви или жареных крылышек замахиваться на решение острейших глобальных проблем экологического и гуманитарного толка.

15 сентября 2019

Когда от social intelligence брендов остаётся одна intelligence. И отнюдь не в смысле интеллекта

Помню, как четыре года тому назад, когда я не то чтобы преднамеренно оказалась среди многоуважаемых спикеров пленарки главного маркетингового форума страны, веру мою в человечество слегка поколебал седовласый маркетолог Yandex, который сначала в манере среднестатистического вузовского преподавателя потребовал, чтобы подняли руки все, кто успел изучить труды «отца бихевиоризма» и нобелевского лауреата Даниэля Канемана, а затем, насчитав в зале не более пяти поднятых рук, торжествующе заявил, что со всеми остальными (неучами, видимо) и говорить ему не о чем.

12 сентября 2019

Обороноспособность РЖД

Почти анекдот: говорят, ещё каких-нибудь пару лет тому назад первым пунктом корпоративной стратегии РЖД числилось — что бы вы думали? — «Обеспечение обороноспособности страны». Не благополучие пассажиров, не сохранность грузов, не безопасность транспортировки и, не дай Бог, скорость или качество обслуживания в принципе.