12 июня 2018 г.

«Конкурент ТНК»

Борьбу прыткого и ненасытного в своём креативе малого бизнеса с неповоротливым и зашоренным большим для меня олицетворяет не обременённое печалями лицо очередного представителя молочно-кисельного бизнеса, красующееся на главной странице отраслевого агрегатора новостей под девизом: «Конкурент ТНК».

ТНК (то бишь, транснациональные компании) — как в пищевой индустрии, так и в ритейле — от этого ненасытного местного креатива, похоже, всё ещё в полной растерянности. Регуляторы, правда, начинают потихоньку стряхивать с себя остатки несвойственной им задумчивости, нахлынувшей четыре года назад со словами «локализация» и «импортозамещение». И, как показывают довольно пространные публичные объяснения «сети магазинов для здорового питания» Вкусвилл по итогам первой масштабной проверки Роспотребнадзора, не зря.

Глобальным системам поставок больших производителей и предприятий торговли тема высокой микробиологии и нитратов (вот она, цена «свежести» и «спелости») давно кажется довольно экзотической: жёсткие внутренние стандарты и процедуры заверения качества при приёмке в том же #Ашане отклонений не допускают. И при этом не менее жёсткие этические правила не позволят большому сетевому магазину оптом назвать фермерскую овощную продукцию «органической» или «экологичной» — для этого нужна сертификация всего процесса растениеводства (за ней российским фермерам приходится обращаться к европейцам), а не только пульсирующая маркетинговая мысль.

Большие бренды всегда были для покупателей 100% гарантией обещанного качества, и может быть, именно уверенность в том, что вечную лояльность бренду всё новых и новых поколений пользователей гарантирует бесперебойная поставка надёжного и честного функционального продукта, что называется, притупила бдительность.

Управляющий партнёр Kantar Consulting в Северной Азии Бернард Весселз напоминает нам: «Раньше британского или немецкого бренда самого по себе было достаточно, чтобы пользоваться безграничным доверием на рынке. Локальные покупатели (речь о Китае) предпочитали зарубежные бренды по умолчанию, и международный ритейл процветал. Сейчас же появился определённый скептицизм, и даже если люди ищут западные бренды, им важно, чтобы эти бренды каким-то образом определяли себя сквозь призму культурного наследия страны, носили непередаваемый местный колорит».

Между тем, и в Китае, и в Индии, и в России большие и неповоротливые типа P&G или Unilever с упрямством, достойным распространителей гуманитарной помощи, продолжают доказывать населению, что надёжные и предсказуемые (читай: скучные) глобальные бренды, поставляемые в стандартной для всего мира упаковке и с нехитрым стандартным посланием — есть высшее достижение и благо потребительской экономики.

Однако даже если это и недалеко от истины (с точки зрения менее выраженного углеродного следа на единицу продукции ввиду «economy of scale», социального благополучия большинства, если не всех участников системы поставок и её настоящей, а не декларируемой прослеживаемости на всех этапах формирования стоимости), локальные покупатели обольщаются локальными же продуктами, которые охотнее и эмоциональнее занимаются «потребительской психотерапией», обещая исцеление от всех персональных и социальных болезней и... Чаще просто обещая. Даря надежду.

19 января 2020

Сомнительный разрыв

Нешуточные дебаты развернулись между ведущими мировыми экономическими школами после элегантного вброса нобелевского лауреата Пола Кругмана о том, что за каких-нибудь полвека реальный разрыв в оплате труда между СЕО среднестатистической корпорации из числа Fortune 500 и самым низкооплачиваемым этой корпорации работником вырос с 20 до почти 300 раз.

16 декабря 2019

Культура компаний как отражение детских травм руководителей

«Что вы хотите? — со вздохом сказала коллега из авторитетнейшей металлургической корпорации. — «Скажите спасибо, что у нас конкурсы красоты хотя бы перестали проводить с определенными целями»... Кто-то, дорастив бизнес до уровня монопольного в ряде секторов, всё ещё наивно полагает, что можно продолжать «соображать на троих», принимая решения за многотысячный коллектив в удобном формате стартапа, а кто-то — просто фиксирует в своей империи ностальгию по босоногому детству и «лихим 90-м».

1 декабря 2019

На дне доверия

А ещё на этой неделе говорили с коллегами по цеху на Национальном Рекламном Форуме о том, как незаметно специалисты по рекламным коммуникациям, — они же маркетологи — оказались на самом дне рейтинга профессий с точки зрения ДОВЕРИЯ к их деятельности.