27 мая 2018 г.

Капитуляция CampbellSoup

Уход в отставку СЕО CampbellSoup, мирового гиганта по производству упакованных пищевых полуфабрикатов, в том числе готовых супов, г-жи Денизы Моррисон 10 дней тому назад многие аналитики рынка уже назвали «капитуляцией».

Достаточно взглянуть на динамику цены акций компании, которые сейчас торгуются на уровне 1996 года — то бишь, вполовину своей максимальной исторической стоимости — и пессимизм в рекомендациях инвесторам (купить можно совсем недорого, вопрос, зачем?), чтобы понять, что за 15 лет управления бизнесом СЕО #CampbellSoup не удалось убедительно ответить ни на один из серьёзных вызовов, предъявляемых гигантам индустрии упакованных потребительских товаров, в особенности, пищевых.

Вызовы эти очевидны: с одной стороны, потребители — миллениалы и им сочувствующие, убеждённо отвергающие традиционные большие бренды в пользу новых, малоизвестных, вовсю эксплуатирующих тему экологичных и здоровых ингредиентов. С другой — предприятия розничной торговли, в том числе и крупнейшие сети уровня #Walmart, поздно спохватившиеся, что всё больше денег за товары повседневного спроса оседает в каналах электронной торговли, и отвечающие на это развязыванием ценовых войн и увлечением собственными торговыми марками.

При том, что и вызовы, стоящие перед международными производителями упакованных потребительских товаров, и инструментарий для работы на рынке, и ресурсы, которыми они располагают, примерно одинаковы, основным отличием становится качество управления, «качество лидерства» (как любит говаривать СЕО # Unilever Пол Полман).

По мнению Билла Джорджа, автора нескольких книг о моральном компасе лидера (“True North”), ныне преподавателя #HarvardBusinessSchool, а в прошлом — СЕО #Medtronic, «вместо того, чтобы бесконечно спорить о [преимуществах] моделей бизнеса, ориентированных на акционеров и на все заинтересованные стороны, давно пора признать, что лучше всего интересам акционеров служат компании, обладающие полной ясностью в отношении собственного Предназначения и стратегии, неуклонно следующие своим ценностям на практике и мотивирующие сотрудников добиваться лучшего результата примером верных этим ценностям руководителей на всех управленческих уровнях».

5 октября 2019

Бренды как люди: с гражданской позицией и без

На Baltic Weekend говорили в этот раз о том, под силу ли сугубо коммерческим продуктам типа зубной пасты, пены для бритья, спортивной обуви или жареных крылышек замахиваться на решение острейших глобальных проблем экологического и гуманитарного толка.

15 сентября 2019

Когда от social intelligence брендов остаётся одна intelligence. И отнюдь не в смысле интеллекта

Помню, как четыре года тому назад, когда я не то чтобы преднамеренно оказалась среди многоуважаемых спикеров пленарки главного маркетингового форума страны, веру мою в человечество слегка поколебал седовласый маркетолог Yandex, который сначала в манере среднестатистического вузовского преподавателя потребовал, чтобы подняли руки все, кто успел изучить труды «отца бихевиоризма» и нобелевского лауреата Даниэля Канемана, а затем, насчитав в зале не более пяти поднятых рук, торжествующе заявил, что со всеми остальными (неучами, видимо) и говорить ему не о чем.

12 сентября 2019

Обороноспособность РЖД

Почти анекдот: говорят, ещё каких-нибудь пару лет тому назад первым пунктом корпоративной стратегии РЖД числилось — что бы вы думали? — «Обеспечение обороноспособности страны». Не благополучие пассажиров, не сохранность грузов, не безопасность транспортировки и, не дай Бог, скорость или качество обслуживания в принципе.