5 июня 2018 г.

Борьба с пластиком

Сегодня Объединенные Нации отмечают Всемирный день охраны окружающей среды, и проходит он под знаком борьбы с засильем пластика в нашей жизни.

Похоже, из довольно долго стагнировавшей стадии дебатов о том, как нам собирать и перерабатывать невероятное количество продукции нефтегазовой отрасли — пластиковой упаковки, в начале этого года тема быстро прогрессировала в стадию почти радикального неприятия и осознанного отказа от одноразового пластика в розничной торговле и общепите.

Логика регуляторов проста: пока действующие системы сбора и переработки допускают утечку даже 10% отходов пластиковой упаковки, о защите Мирового океана и его ресурсов говорить бесполезно. Проще продавить отказ от пластика и его замену в упаковке на уровне производителей и продавцов товаров — как решение проблемы в корне.

Парад обязательств производителей товаров повседневного спроса обеспечить использование 100% переработанного (или перерабатываемого) пластика в качестве упаковки мы наблюдаем последние полтора года (с января 2017-го, когда с подобным заявлением выступил #P&G).

Одним из последних, и то под давлением общественности (точнее, инвестконсультантов), в уходящий паровоз недавно впрыгнул #ColgatePalmolive, пообещавший (наконец-то) не позднее 2020 года прекратить использование поливинилхлорида, перевести на полностью перерабатываемую упаковку 3 из 4 своих категорий (продукцию для ухода за домашними питомцами, бытовую химию и косметическую продукцию), а для категории средств по уходу за полостью рта разработать-таки полностью перерабатываемые тюбики.

До сих пор аккуратно отмалчиваться и открещиваться от своей ответственности за растущие в геометрической прогрессии объемы поставок удавалось производителям упаковки. Прецедент создаёт недавняя инициатива Американского совета химической промышленности (#ACC), объявившего, что не далее как к 2040 году вся упаковка, выпускаемая производителями пластиковых полимеров США, будет пригодна к вторичному использованию, переработке либо восстановлению.

Нет сомнений, что трансформация отрасли пластиковых полимеров изнутри взломает рынок — ещё до того, как производители готовой продукции перевели свои публичные обещания на холодный язык контрактов и брифов, а потребитель успел осознать необходимость рассматривать упаковочную составлявшую как неотъемлемый атрибут социальной и эмоциональной ценности бренда. Взломает и подстегнёт научно-технологическую мысль — в чуть более верном направлении, чем проект строительства очередной серии мусоросжигательных заводов.

5 октября 2019

Бренды как люди: с гражданской позицией и без

На Baltic Weekend говорили в этот раз о том, под силу ли сугубо коммерческим продуктам типа зубной пасты, пены для бритья, спортивной обуви или жареных крылышек замахиваться на решение острейших глобальных проблем экологического и гуманитарного толка.

15 сентября 2019

Когда от social intelligence брендов остаётся одна intelligence. И отнюдь не в смысле интеллекта

Помню, как четыре года тому назад, когда я не то чтобы преднамеренно оказалась среди многоуважаемых спикеров пленарки главного маркетингового форума страны, веру мою в человечество слегка поколебал седовласый маркетолог Yandex, который сначала в манере среднестатистического вузовского преподавателя потребовал, чтобы подняли руки все, кто успел изучить труды «отца бихевиоризма» и нобелевского лауреата Даниэля Канемана, а затем, насчитав в зале не более пяти поднятых рук, торжествующе заявил, что со всеми остальными (неучами, видимо) и говорить ему не о чем.

12 сентября 2019

Обороноспособность РЖД

Почти анекдот: говорят, ещё каких-нибудь пару лет тому назад первым пунктом корпоративной стратегии РЖД числилось — что бы вы думали? — «Обеспечение обороноспособности страны». Не благополучие пассажиров, не сохранность грузов, не безопасность транспортировки и, не дай Бог, скорость или качество обслуживания в принципе.