24 июля 2019 г.

Terra Scientia

Лопату для визуализации линейной экономики выбрала неслучайно: так проще оказалось объяснить участникам ежегодного форума Территория Смыслов на Сенеже нехитрый, по сути, процесс формирования валового внутреннего продукта как бы не с Бронзового века: (увидел) — добыл (выкопал) — потребил — выбросил (закопал).



Удобным примером такой экономики, которую, очевидно, году к 2050-му, когда заметно истощатся ископаемые, назовут «доисторической», служат, как правило, отрасли «экстракционные», добывающие. У них и горизонты развития бизнеса чаще всего известны с точностью до года: завязаны на объёмы разведанных запасов (в алюминии — 75 лет, в чёрной металлургии — 100-150, и т.д.)
Тем любопытнее их мотивация закруглять (здесь в самом прямом смысле слова) свою линейную модель уже сейчас и «замыкать» экономический цикл с тем, чтобы все меньше зависеть от условной «лопаты», а все больше перерабатывать и восстанавливать то, что вытащили из недр «на гора» за предшествующие столетия.
Начало недели отметили общественными слушаниями отчёта об устойчивом развитии Металлоинвеста — одного из лидеров российской металлургии, которая (очевидно, в силу советских ещё традиций) в уравнении с тремя неизвестными (охрана окружающей среды — социальная сфера — готовность экономической модели к требованиям завтрашнего дня) привычно ставит в числитель именно «социалку».
В одном лишь Металлоинвесте на реализацию социальных программ в городах присутствия из года в год тратятся самые что ни на есть миллиарды рублей. Но только в этом году, к огромной чести компании, вместо того, чтобы из московской штаб-квартиры предписывать, что за программы финансировать в Старом Осколе, например, руководство металлургического гиганта взяло на себя мужество предложить своим сотрудникам (то бишь, местным жителям) решить это самостоятельно.
Не то чтобы один этот элегантный жест сделал стратегию развития бизнеса более устойчивой — количество параметров, которыми Металлоинвест эту стратегию суммирует, поистине впечатляет, — и всё же шаг, по своим последствиям, тектонический и действительно способный повлиять на подходы к решению социально-значимых задач далеко за пределами отдельно взятой металлургической отрасли.
Отсюда и парадокс, прозвучавший сегодня в беседе экспертов с волонтёрами terra scientia forum: «покуда другие корпорации спешат из «умных» превратиться в «добрых», добротой не обделённый Металлоинвест решил, что пора «поумнеть»».
5 октября 2019

Бренды как люди: с гражданской позицией и без

На Baltic Weekend говорили в этот раз о том, под силу ли сугубо коммерческим продуктам типа зубной пасты, пены для бритья, спортивной обуви или жареных крылышек замахиваться на решение острейших глобальных проблем экологического и гуманитарного толка.

15 сентября 2019

Когда от social intelligence брендов остаётся одна intelligence. И отнюдь не в смысле интеллекта

Помню, как четыре года тому назад, когда я не то чтобы преднамеренно оказалась среди многоуважаемых спикеров пленарки главного маркетингового форума страны, веру мою в человечество слегка поколебал седовласый маркетолог Yandex, который сначала в манере среднестатистического вузовского преподавателя потребовал, чтобы подняли руки все, кто успел изучить труды «отца бихевиоризма» и нобелевского лауреата Даниэля Канемана, а затем, насчитав в зале не более пяти поднятых рук, торжествующе заявил, что со всеми остальными (неучами, видимо) и говорить ему не о чем.

12 сентября 2019

Обороноспособность РЖД

Почти анекдот: говорят, ещё каких-нибудь пару лет тому назад первым пунктом корпоративной стратегии РЖД числилось — что бы вы думали? — «Обеспечение обороноспособности страны». Не благополучие пассажиров, не сохранность грузов, не безопасность транспортировки и, не дай Бог, скорость или качество обслуживания в принципе.