24 июля 2019 г.

Terra Scientia

Лопату для визуализации линейной экономики выбрала неслучайно: так проще оказалось объяснить участникам ежегодного форума Территория Смыслов на Сенеже нехитрый, по сути, процесс формирования валового внутреннего продукта как бы не с Бронзового века: (увидел) — добыл (выкопал) — потребил — выбросил (закопал).



Удобным примером такой экономики, которую, очевидно, году к 2050-му, когда заметно истощатся ископаемые, назовут «доисторической», служат, как правило, отрасли «экстракционные», добывающие. У них и горизонты развития бизнеса чаще всего известны с точностью до года: завязаны на объёмы разведанных запасов (в алюминии — 75 лет, в чёрной металлургии — 100-150, и т.д.)
Тем любопытнее их мотивация закруглять (здесь в самом прямом смысле слова) свою линейную модель уже сейчас и «замыкать» экономический цикл с тем, чтобы все меньше зависеть от условной «лопаты», а все больше перерабатывать и восстанавливать то, что вытащили из недр «на гора» за предшествующие столетия.
Начало недели отметили общественными слушаниями отчёта об устойчивом развитии Металлоинвеста — одного из лидеров российской металлургии, которая (очевидно, в силу советских ещё традиций) в уравнении с тремя неизвестными (охрана окружающей среды — социальная сфера — готовность экономической модели к требованиям завтрашнего дня) привычно ставит в числитель именно «социалку».
В одном лишь Металлоинвесте на реализацию социальных программ в городах присутствия из года в год тратятся самые что ни на есть миллиарды рублей. Но только в этом году, к огромной чести компании, вместо того, чтобы из московской штаб-квартиры предписывать, что за программы финансировать в Старом Осколе, например, руководство металлургического гиганта взяло на себя мужество предложить своим сотрудникам (то бишь, местным жителям) решить это самостоятельно.
Не то чтобы один этот элегантный жест сделал стратегию развития бизнеса более устойчивой — количество параметров, которыми Металлоинвест эту стратегию суммирует, поистине впечатляет, — и всё же шаг, по своим последствиям, тектонический и действительно способный повлиять на подходы к решению социально-значимых задач далеко за пределами отдельно взятой металлургической отрасли.
Отсюда и парадокс, прозвучавший сегодня в беседе экспертов с волонтёрами terra scientia forum: «покуда другие корпорации спешат из «умных» превратиться в «добрых», добротой не обделённый Металлоинвест решил, что пора «поумнеть»».
19 января 2020

Сомнительный разрыв

Нешуточные дебаты развернулись между ведущими мировыми экономическими школами после элегантного вброса нобелевского лауреата Пола Кругмана о том, что за каких-нибудь полвека реальный разрыв в оплате труда между СЕО среднестатистической корпорации из числа Fortune 500 и самым низкооплачиваемым этой корпорации работником вырос с 20 до почти 300 раз.

16 декабря 2019

Культура компаний как отражение детских травм руководителей

«Что вы хотите? — со вздохом сказала коллега из авторитетнейшей металлургической корпорации. — «Скажите спасибо, что у нас конкурсы красоты хотя бы перестали проводить с определенными целями»... Кто-то, дорастив бизнес до уровня монопольного в ряде секторов, всё ещё наивно полагает, что можно продолжать «соображать на троих», принимая решения за многотысячный коллектив в удобном формате стартапа, а кто-то — просто фиксирует в своей империи ностальгию по босоногому детству и «лихим 90-м».

1 декабря 2019

На дне доверия

А ещё на этой неделе говорили с коллегами по цеху на Национальном Рекламном Форуме о том, как незаметно специалисты по рекламным коммуникациям, — они же маркетологи — оказались на самом дне рейтинга профессий с точки зрения ДОВЕРИЯ к их деятельности.