29 мая 2019 г.

Качество человеческих отношений

С большим удовлетворением прослушала вдохновенную 15-минутную речь в формате TED Хамди Улюкайи, известного американского предпринимателя и филантропа турецко-курдских корней, основавшего бренд номер один постного йогурта в США — Chobani (да, именно, что «пастушьего»).
Первая и единственная идея, которая была у 25-летнего Улюкайи, набравшего кредитов, чтобы выкупить закрытую пищевым гигантом Kraft молочную фабрику, — покрасить стены ветхого здания в белый.



Опыта в бизнесе йогуртов у парня не было, но, похоже, восстанавливая производство, он куда живее интересовался процессом, чем прибылью: сознательно нанимал едва говорящих по-английски, а посему не трудоустраиваемых беженцев из Юго-Восточной Азии и Африки, занимался их подготовкой в местном аналоге ПТУ, наделил сотрудников акциями компании и вообще всячески пропагандировал передовые социалистические принципы — самоуправление, коллективизм и приоритет общественных интересов над интересами акционера.
Результат налицо: бренд Chobani, жадно поглощаемый американцами, заставляет незадачливых топ-менеджеров Kraft, принявших когда-то решение совсем выйти из бизнеса йогуртов, кусать локти; а Хамди Улюкайя — долларовый миллиардер, признанный в 2013 году Предпринимателем года (по версии EY) — читает лекции наемным руководителям больших бизнесов, слабо видящим за колонками цифр в бухгалтерских «простынях» реальные проблемы и перспективы бизнеса.
Наемные руководители, меж тем, слабо парируют и называют таких, как Улюкайя, «ошибкой выжившего». Понятно, что фундамент успешной просоциалистической модели построен, в первую очередь, на рецепте отличного по своим потребительским свойствам продукта. Без такого продукта в основе ни социалистическая, ни капиталистическая модели бизнеса немыслимы как успешные.
Но в риторике Улюкайи (между строк) хорошо считывается философия скромная, но такая обаятельная: прибыль и размеры — дело случая (я не очень люблю концепцию «невидимой руки рынка», приписываемую Адаму Смиту его поклонниками). Они, по большому счёту, — переменные весьма краткосрочные. Миллионы предпринимателей по всему миру получают удовольствие от самого процесса, ставя во главу угла не прибыль или размеры, а качество человеческих отношений.
5 октября 2019

Бренды как люди: с гражданской позицией и без

На Baltic Weekend говорили в этот раз о том, под силу ли сугубо коммерческим продуктам типа зубной пасты, пены для бритья, спортивной обуви или жареных крылышек замахиваться на решение острейших глобальных проблем экологического и гуманитарного толка.

15 сентября 2019

Когда от social intelligence брендов остаётся одна intelligence. И отнюдь не в смысле интеллекта

Помню, как четыре года тому назад, когда я не то чтобы преднамеренно оказалась среди многоуважаемых спикеров пленарки главного маркетингового форума страны, веру мою в человечество слегка поколебал седовласый маркетолог Yandex, который сначала в манере среднестатистического вузовского преподавателя потребовал, чтобы подняли руки все, кто успел изучить труды «отца бихевиоризма» и нобелевского лауреата Даниэля Канемана, а затем, насчитав в зале не более пяти поднятых рук, торжествующе заявил, что со всеми остальными (неучами, видимо) и говорить ему не о чем.

12 сентября 2019

Обороноспособность РЖД

Почти анекдот: говорят, ещё каких-нибудь пару лет тому назад первым пунктом корпоративной стратегии РЖД числилось — что бы вы думали? — «Обеспечение обороноспособности страны». Не благополучие пассажиров, не сохранность грузов, не безопасность транспортировки и, не дай Бог, скорость или качество обслуживания в принципе.