29 мая 2019 г.

Качество человеческих отношений

С большим удовлетворением прослушала вдохновенную 15-минутную речь в формате TED Хамди Улюкайи, известного американского предпринимателя и филантропа турецко-курдских корней, основавшего бренд номер один постного йогурта в США — Chobani (да, именно, что «пастушьего»).
Первая и единственная идея, которая была у 25-летнего Улюкайи, набравшего кредитов, чтобы выкупить закрытую пищевым гигантом Kraft молочную фабрику, — покрасить стены ветхого здания в белый.



Опыта в бизнесе йогуртов у парня не было, но, похоже, восстанавливая производство, он куда живее интересовался процессом, чем прибылью: сознательно нанимал едва говорящих по-английски, а посему не трудоустраиваемых беженцев из Юго-Восточной Азии и Африки, занимался их подготовкой в местном аналоге ПТУ, наделил сотрудников акциями компании и вообще всячески пропагандировал передовые социалистические принципы — самоуправление, коллективизм и приоритет общественных интересов над интересами акционера.
Результат налицо: бренд Chobani, жадно поглощаемый американцами, заставляет незадачливых топ-менеджеров Kraft, принявших когда-то решение совсем выйти из бизнеса йогуртов, кусать локти; а Хамди Улюкайя — долларовый миллиардер, признанный в 2013 году Предпринимателем года (по версии EY) — читает лекции наемным руководителям больших бизнесов, слабо видящим за колонками цифр в бухгалтерских «простынях» реальные проблемы и перспективы бизнеса.
Наемные руководители, меж тем, слабо парируют и называют таких, как Улюкайя, «ошибкой выжившего». Понятно, что фундамент успешной просоциалистической модели построен, в первую очередь, на рецепте отличного по своим потребительским свойствам продукта. Без такого продукта в основе ни социалистическая, ни капиталистическая модели бизнеса немыслимы как успешные.
Но в риторике Улюкайи (между строк) хорошо считывается философия скромная, но такая обаятельная: прибыль и размеры — дело случая (я не очень люблю концепцию «невидимой руки рынка», приписываемую Адаму Смиту его поклонниками). Они, по большому счёту, — переменные весьма краткосрочные. Миллионы предпринимателей по всему миру получают удовольствие от самого процесса, ставя во главу угла не прибыль или размеры, а качество человеческих отношений.

Данный сайт обрабатывает Cookie-файлы. Если вы используете сайт, то вы соглашаетесь с Политикой Конфиденциальности. Чтобы использовать сайт без cookies, нажмите "Без cookies".