29 мая 2019 г.

Качество человеческих отношений

С большим удовлетворением прослушала вдохновенную 15-минутную речь в формате TED Хамди Улюкайи, известного американского предпринимателя и филантропа турецко-курдских корней, основавшего бренд номер один постного йогурта в США — Chobani (да, именно, что «пастушьего»).
Первая и единственная идея, которая была у 25-летнего Улюкайи, набравшего кредитов, чтобы выкупить закрытую пищевым гигантом Kraft молочную фабрику, — покрасить стены ветхого здания в белый.



Опыта в бизнесе йогуртов у парня не было, но, похоже, восстанавливая производство, он куда живее интересовался процессом, чем прибылью: сознательно нанимал едва говорящих по-английски, а посему не трудоустраиваемых беженцев из Юго-Восточной Азии и Африки, занимался их подготовкой в местном аналоге ПТУ, наделил сотрудников акциями компании и вообще всячески пропагандировал передовые социалистические принципы — самоуправление, коллективизм и приоритет общественных интересов над интересами акционера.
Результат налицо: бренд Chobani, жадно поглощаемый американцами, заставляет незадачливых топ-менеджеров Kraft, принявших когда-то решение совсем выйти из бизнеса йогуртов, кусать локти; а Хамди Улюкайя — долларовый миллиардер, признанный в 2013 году Предпринимателем года (по версии EY) — читает лекции наемным руководителям больших бизнесов, слабо видящим за колонками цифр в бухгалтерских «простынях» реальные проблемы и перспективы бизнеса.
Наемные руководители, меж тем, слабо парируют и называют таких, как Улюкайя, «ошибкой выжившего». Понятно, что фундамент успешной просоциалистической модели построен, в первую очередь, на рецепте отличного по своим потребительским свойствам продукта. Без такого продукта в основе ни социалистическая, ни капиталистическая модели бизнеса немыслимы как успешные.
Но в риторике Улюкайи (между строк) хорошо считывается философия скромная, но такая обаятельная: прибыль и размеры — дело случая (я не очень люблю концепцию «невидимой руки рынка», приписываемую Адаму Смиту его поклонниками). Они, по большому счёту, — переменные весьма краткосрочные. Миллионы предпринимателей по всему миру получают удовольствие от самого процесса, ставя во главу угла не прибыль или размеры, а качество человеческих отношений.
19 января 2020

Сомнительный разрыв

Нешуточные дебаты развернулись между ведущими мировыми экономическими школами после элегантного вброса нобелевского лауреата Пола Кругмана о том, что за каких-нибудь полвека реальный разрыв в оплате труда между СЕО среднестатистической корпорации из числа Fortune 500 и самым низкооплачиваемым этой корпорации работником вырос с 20 до почти 300 раз.

16 декабря 2019

Культура компаний как отражение детских травм руководителей

«Что вы хотите? — со вздохом сказала коллега из авторитетнейшей металлургической корпорации. — «Скажите спасибо, что у нас конкурсы красоты хотя бы перестали проводить с определенными целями»... Кто-то, дорастив бизнес до уровня монопольного в ряде секторов, всё ещё наивно полагает, что можно продолжать «соображать на троих», принимая решения за многотысячный коллектив в удобном формате стартапа, а кто-то — просто фиксирует в своей империи ностальгию по босоногому детству и «лихим 90-м».

1 декабря 2019

На дне доверия

А ещё на этой неделе говорили с коллегами по цеху на Национальном Рекламном Форуме о том, как незаметно специалисты по рекламным коммуникациям, — они же маркетологи — оказались на самом дне рейтинга профессий с точки зрения ДОВЕРИЯ к их деятельности.