21 мая 2019 г.

Контуры зеленого

Наконец, стали вырисовываться контуры «российского зелёного бренда», который, по замыслу руководства страны, должен покорить экспортные рынки сбыта. Речь-таки о продукции, сложно поддающейся любому брендированию, кроме географического, — о сельхозсырье, причём, по всей видимости, растительном.
Разговоры о том, что Россия со своими давно заброшенными пашнями вполне способна весь мир накормить органической пищевой продукцией, ходят в агропромышленном секторе не первое десятилетие. Однако, судя по формулируемым МСХ параметрам «зелёного» бренда, российских аграриев озарило, наконец: «органический» — совсем не равно и отнюдь не по умолчанию «экологически чистый». Глядишь, под эту амбициозную задачу и определение «экологически чистой продукции» закрепят, наконец, законодательно, и экспертов европейских к аудированию процесса сертификации привлечь не погнушаются.


Смущает экспертов во всей этой истории, пожалуй, лишь навязчиво маячащая за ней тень крупнейшего локального производителя минеральных удобрений. В конце концов, «экологическая чистота» растениеводства (то бишь, его нейтральное суммарное воздействие на окружающую среду, достигаемое либо за счёт щадящих практик, либо (что у нас больше любят в заведомо «тяжёлых» для природы отраслях) за счёт компенсации негативного эффекта) не сводится к чистоте методов повышения урожайности.