Обзоры и мнения
Колонка Ирины Бахтиной

11 ноября 2018 г.

Вместо простого человеческого

Сей пост посвящаю грядущему 28 ноября форуму «Корпоративное волонтерство: бизнес и общество», который впервые за последние три года вынуждена буду пропустить. Текст предварю расхожей уже цитатой: «Волонтёры все чаще принимают участие в волонтёрской деятельности».
Всю прошлую неделю вечерами рейтинговала корпоративные проекты, поданные на конкурс «Чемпионы добрых дел» этого года (победителей назовут на форуме). И вот что имею сообщить.
Даже самый поверхностный анализ проектов, увы, показывает, что главными мишенями корпоративного вмешательства в жизнь социума в России по-прежнему остаются покраска покосившихся заборов и почерневших от времени трансформаторных будок в приунывших северных моногородах, сбор мусора в местах туристических стойбищ — но опять же, скопом и в пластиковые мешки (то есть заведомо для захоронения, не для переработки), обучение детдомовцев электромонтажу и лепке пельменей (этому обучать всегда удобнее, чем простому человеческому общению)...


При этом организаторы волонтерских десантов сетуют на то, что процент добровольцев от общего числа сотрудников компаний из года в год колеблется в диапазоне 2-3-5, крайне редко превышая 10, а потому участие членов семей, деловых партнёров — клиентов и поставщиков в таких акциях, как правило, только приветствуется.
А, может быть, причина такого устойчивого иммунитета к социальному активизму у корпоративных служащих (не говоря уже о тех, кто принципиально далек о больших организаций) — в том, что социальная проблематика, на которую им следует направлять свою энергию, формулируется вышестоящим руководством (которому, как известно, всегда виднее) — и пути решения проблем, соответственно, тоже. В меру собственного развития и разумения.
Вот и толкают корпоративные организаторы своих сотрудников на скользкий путь комфортного волонтерства в рамках дозволенного. Города, говорите, у вас северные, зима 7 месяцев в году, уныло как-то, заняться людям нечем? Окей, вот вам краски и кисточки (спасибо, торговая сеть стройматериалов дала скидку) — покрасьте вон ту ветхую водонапорную башню. И трансформаторную будку заодно. Да, дизайн только согласуйте с администрацией. Что значит, выбирали лучший народным голосованием? А вдруг администрация не одобрит...
Некоторая идеологическая натянутость и ограниченность полета мысли в подобных прожектах отнюдь не способствуют успешной пропаганде концепции «изменить жизнь к лучшему — в наших собственных силах». Целые сообщества воспринимаются бизнесом как объекты «причинения добра» с весьма ограниченным правом выбора и манипулятивными механизмами оценки полезности причинённого.
Единственный проект, который зацепил своей искренностью и фундаментальной сцепкой с бизнесом как таковым, это волонтерская медицинская помощь специалистов МЕДСИ одиноким больным людям, содержащимся в домах престарелых и интернатах для инвалидов. В этом проекте всё просто и ясно: высокая квалификация врачей сети медицинских клиник МЕДСИ пациентам социальных учреждений недоступна, но очень нужна; врачи готовы свои собственные выходные отдавать обществу — но не в виде субботников, марафонов или концертов, а своими собственными профессиональными навыками. Все в выигрыше. (Подозреваю, что роль МЕДСИ как корпоративного донора могла быть более выпуклой, если бы помимо организации транспорта для добровольцев, работодатель частично компенсировал их «волонтёрочасы» (новое слово в моем лексиконе) — всё-таки восстанавливаться врачам необходимо).
(К слову сказать, подобный вид помощи домам престарелых и неврологическим диспансерам уже давно и успешно оказывают специалисты по педикюру, маникюру и косметологии из не самых престижных салонов красоты — объединяются в группы и регулярно посещают социальные учреждения с тем, чтобы бескорыстно помочь «неближним» и несколько освежить свой собственный смысл бытия).
5 октября 2019

Бренды как люди: с гражданской позицией и без

На Baltic Weekend говорили в этот раз о том, под силу ли сугубо коммерческим продуктам типа зубной пасты, пены для бритья, спортивной обуви или жареных крылышек замахиваться на решение острейших глобальных проблем экологического и гуманитарного толка.

15 сентября 2019

Когда от social intelligence брендов остаётся одна intelligence. И отнюдь не в смысле интеллекта

Помню, как четыре года тому назад, когда я не то чтобы преднамеренно оказалась среди многоуважаемых спикеров пленарки главного маркетингового форума страны, веру мою в человечество слегка поколебал седовласый маркетолог Yandex, который сначала в манере среднестатистического вузовского преподавателя потребовал, чтобы подняли руки все, кто успел изучить труды «отца бихевиоризма» и нобелевского лауреата Даниэля Канемана, а затем, насчитав в зале не более пяти поднятых рук, торжествующе заявил, что со всеми остальными (неучами, видимо) и говорить ему не о чем.

12 сентября 2019

Обороноспособность РЖД

Почти анекдот: говорят, ещё каких-нибудь пару лет тому назад первым пунктом корпоративной стратегии РЖД числилось — что бы вы думали? — «Обеспечение обороноспособности страны». Не благополучие пассажиров, не сохранность грузов, не безопасность транспортировки и, не дай Бог, скорость или качество обслуживания в принципе.