Обзоры и мнения
Колонка Ирины Бахтиной

11 ноября 2018 г.

Вместо простого человеческого

Сей пост посвящаю грядущему 28 ноября форуму «Корпоративное волонтерство: бизнес и общество», который впервые за последние три года вынуждена буду пропустить. Текст предварю расхожей уже цитатой: «Волонтёры все чаще принимают участие в волонтёрской деятельности».
Всю прошлую неделю вечерами рейтинговала корпоративные проекты, поданные на конкурс «Чемпионы добрых дел» этого года (победителей назовут на форуме). И вот что имею сообщить.
Даже самый поверхностный анализ проектов, увы, показывает, что главными мишенями корпоративного вмешательства в жизнь социума в России по-прежнему остаются покраска покосившихся заборов и почерневших от времени трансформаторных будок в приунывших северных моногородах, сбор мусора в местах туристических стойбищ — но опять же, скопом и в пластиковые мешки (то есть заведомо для захоронения, не для переработки), обучение детдомовцев электромонтажу и лепке пельменей (этому обучать всегда удобнее, чем простому человеческому общению)...


При этом организаторы волонтерских десантов сетуют на то, что процент добровольцев от общего числа сотрудников компаний из года в год колеблется в диапазоне 2-3-5, крайне редко превышая 10, а потому участие членов семей, деловых партнёров — клиентов и поставщиков в таких акциях, как правило, только приветствуется.
А, может быть, причина такого устойчивого иммунитета к социальному активизму у корпоративных служащих (не говоря уже о тех, кто принципиально далек о больших организаций) — в том, что социальная проблематика, на которую им следует направлять свою энергию, формулируется вышестоящим руководством (которому, как известно, всегда виднее) — и пути решения проблем, соответственно, тоже. В меру собственного развития и разумения.
Вот и толкают корпоративные организаторы своих сотрудников на скользкий путь комфортного волонтерства в рамках дозволенного. Города, говорите, у вас северные, зима 7 месяцев в году, уныло как-то, заняться людям нечем? Окей, вот вам краски и кисточки (спасибо, торговая сеть стройматериалов дала скидку) — покрасьте вон ту ветхую водонапорную башню. И трансформаторную будку заодно. Да, дизайн только согласуйте с администрацией. Что значит, выбирали лучший народным голосованием? А вдруг администрация не одобрит...
Некоторая идеологическая натянутость и ограниченность полета мысли в подобных прожектах отнюдь не способствуют успешной пропаганде концепции «изменить жизнь к лучшему — в наших собственных силах». Целые сообщества воспринимаются бизнесом как объекты «причинения добра» с весьма ограниченным правом выбора и манипулятивными механизмами оценки полезности причинённого.
Единственный проект, который зацепил своей искренностью и фундаментальной сцепкой с бизнесом как таковым, это волонтерская медицинская помощь специалистов МЕДСИ одиноким больным людям, содержащимся в домах престарелых и интернатах для инвалидов. В этом проекте всё просто и ясно: высокая квалификация врачей сети медицинских клиник МЕДСИ пациентам социальных учреждений недоступна, но очень нужна; врачи готовы свои собственные выходные отдавать обществу — но не в виде субботников, марафонов или концертов, а своими собственными профессиональными навыками. Все в выигрыше. (Подозреваю, что роль МЕДСИ как корпоративного донора могла быть более выпуклой, если бы помимо организации транспорта для добровольцев, работодатель частично компенсировал их «волонтёрочасы» (новое слово в моем лексиконе) — всё-таки восстанавливаться врачам необходимо).
(К слову сказать, подобный вид помощи домам престарелых и неврологическим диспансерам уже давно и успешно оказывают специалисты по педикюру, маникюру и косметологии из не самых престижных салонов красоты — объединяются в группы и регулярно посещают социальные учреждения с тем, чтобы бескорыстно помочь «неближним» и несколько освежить свой собственный смысл бытия).
19 января 2020

Сомнительный разрыв

Нешуточные дебаты развернулись между ведущими мировыми экономическими школами после элегантного вброса нобелевского лауреата Пола Кругмана о том, что за каких-нибудь полвека реальный разрыв в оплате труда между СЕО среднестатистической корпорации из числа Fortune 500 и самым низкооплачиваемым этой корпорации работником вырос с 20 до почти 300 раз.

16 декабря 2019

Культура компаний как отражение детских травм руководителей

«Что вы хотите? — со вздохом сказала коллега из авторитетнейшей металлургической корпорации. — «Скажите спасибо, что у нас конкурсы красоты хотя бы перестали проводить с определенными целями»... Кто-то, дорастив бизнес до уровня монопольного в ряде секторов, всё ещё наивно полагает, что можно продолжать «соображать на троих», принимая решения за многотысячный коллектив в удобном формате стартапа, а кто-то — просто фиксирует в своей империи ностальгию по босоногому детству и «лихим 90-м».

1 декабря 2019

На дне доверия

А ещё на этой неделе говорили с коллегами по цеху на Национальном Рекламном Форуме о том, как незаметно специалисты по рекламным коммуникациям, — они же маркетологи — оказались на самом дне рейтинга профессий с точки зрения ДОВЕРИЯ к их деятельности.