8 сентября 2021 г.

Как поженить Эко и Фэшн?

Fashion-бизнес давно заработал «серебро» в гонке загрязнения планеты. Поэтому, будучи амбассадором эко-идей в индустрии российской моды, я уделяю особое внимание вопросу переработки текстиля. Если сам процесс еще понятен, то «внутренняя кухня» отрасли – нет.

Уже сейчас текстиля на Земле хватит на семь лет вперед, а объем его отходов составляет 2 млн тонн. При этом 15% российских семей не могут позволить себе покупку новых вещей, а индустрия продолжает ежегодно тратить 93 млрд кубометров воды на производство одежды и аксессуаров.

Что останавливает бизнес от инвестиций в сохранение окружающей среды? Ответ на этот вопрос я искала с командой Фонда «Второе Дыхание».

Фонд комплексно подходит к проблеме перепроизводства текстиля: распространяет контейнеры для самостоятельной сдачи одежды; вывозит уже ненужные вещи из домов, помогает компаниям организовывать внутренние сборы текстиля, занимается просвещением потребителей и обучением предпринимателей; открывает charity shops, где брендовая одежда получает «вторую жизнь».

В вопросе переработки у бизнеса есть два пути. Первый – делегировать отходы подрядчику, который располагает мощностями, может проводить полный цикл переработки и производить ветошь. Второй – сортировать самим. Во «Втором дыхании» практикуют оба варианта, а также производят на продажу товары из вторичного сырья. Следующий шаг – продление жизни текстиля и создание более устойчивого продукта, который сможет проживать несколько циклов использования.

Мотивировать игроков рынка заняться переработкой может только потеря денег. Пока утилизация стоит 15 р/кг и является законной, мало кто начнет перерабатывать за 50 р/кг, теряя собственные средства. Бизнес готов становится «эко», только если это не накладно.

А вот на письма, которые получателю не сулят выгоды, зачастую предпочитают просто не ответить. Например, отдел кадров уже нашел нужного исполнителя, или в вашем резюме ему просто что-то не подошло. Высока вероятность, что ответа вы не получите.

К тому же нет статистических оснований полагать, что основным источником «заражения» являются fashion-концерны. Ситуация постоянно меняется. Например, в локдаун Фонд вывез от населения в 50 раз больше сырья, чем обычно. Но одно крупное поступление материалов с любой фабрики в корне меняет вводные. Это мешает вывести закономерности для принятия управленческих решений.

Работать со всеми – утопия. Ограниченность ресурсов заставляет выбирать определенный маршрут. Отдельная работа с фабриками и населением по-разному скажется на ситуации. Как именно, не выяснить без исследований и бюджета. Да, инвесторы видят в переработке «новый черный», но не торопятся спонсировать шаткую и не прогнозируемую бизнес-модель.

Поэтому разговоры о коллективной осознанности и глобальном просвещении упираются в ресурсы компаний, а точнее – в позицию их фаундеров и топ-менеджеров.

Решение для предпринимателей – развиваться в направлении переработки, исходя из собственных возможностей, и брать на себя взвешенные риски. Начать со «своего государства».

Фонд «Второе Дыхание» - пример того, как начать менять ситуацию локально. Они выстроили свою экономическую систему, научились собирать вещи для charity shops по России, а не за рубежом – таким образом снизили собственные издержки и свели к минимуму транспортный след. Треть их доходов – продажи. Благодаря им получается развивать новые проекты, в частности – переработку. Они готовы делиться опытом с теми, кто хочет вести эко-бизнес – ведь это не только говорит про новый уровень мышления, но и повышает лояльность потребителей, узнаваемость и устойчивость бренда.

Еще один способ «хакать» систему – действовать технологически, а не нормативно. Допустим, заняться разработкой одежды, которую не надо стирать. Представьте, сколько будет сэкономлено воды, электроэнергии, порошка.

Значимую роль в продвижении эко-идей для бизнеса может сыграть и дизайнерское сообщество. Вторичное волокно не востребовано для масс-маркета, но прекрасно подходит для лимитированных коллекций. Дизайнеры могут обеспечить спрос на материал, стать «мостом» между бизнесом и конечным потребителем. Через моду менять мышление клиента, предлагать ему новый формат покупки и эксплуатации одежды.

Для этого мы с коллегами создали бизнес-клуб и обучающую платформу @howtobedesigner, где представители fashion-сегмента могут узнать больше об экодизайне, научиться работе с материалами и получить поддержку в стремлении сделать свой бизнес безопасным для планеты и людей.

А Вы что думаете?

We process cookies. Confidentiality Policy.
Данный сайт обрабатывает cookies. Политика конфиденциальности.