26 апреля 2022 г.
Яблочко феминизма и яблонька марксизма
Феминизм как философское течение находится в русле марксистской философии, и поэтому толерантен к насилию и к ущемлению свободы слова оппонентов. Наверно, эти неприятные свойства проявляются не тотально, но в пределе - точно характерны.
Смотрите, как объясняется этот факт: марксисты считают, что у угнетаемых классов есть право судить из двух обоснованных позиций — они хорошо понимают свои собственные интересы из точки угнетения, плюс у пролетариев/рабочих/других угнетенных есть объективное понимание интересов угнетателей (буржуа). Иначе они не выживают в этом капиталистическом мире. А у угнетателей, в свою очередь, есть только одна позиция — они судят как буржуа, собственники средств производства. Мол, сытый голодного не разумеет. Опыта угнетённых у них нет, поэтому, по мнению марксистов, как устроить общественную жизнь, чтобы и пролетариям было хорошо, они не могут знать. Поправьте меня, если я неправильно поняла марксистскую философию — это я рецензию на книгу Кэтлин Сток "Материальные девочки" послушала. Kathleen Stock, 2021. Material Girls: Why Reality Matters for Feminism. London: Fleet, 2021.
Но, на самом деле, это слабый тезис. Лишить слова своих оппонентов по причине отсутствия у них опыта определённых страданий — значит недооценивать интеллектуальные способности противоположной стороны и не признавать возможности действовать непредвзято, несмотря на свою отстраненность от конфликта. Эта мысль марксистов и феминистов также является вызовом и правовой системе в целом — хороший судья не обязан лично испытать все нюансы положения преступника и жертвы, чтобы вынести справедливый приговор.
А толерантность к насилию у марксистов тоже очевидна — ленинизм, исходя из марксистской философии, организовал у нас в стране красный террор и другие революционные зверства.
И православных феминистов явно не хватает в философии и в общественной жизни, по моему мнению. Я знаю только Татьяну Горичеву. А вы?