05 апреля 2021 г.

Почему государство не помогает профсоюзам

Максим Малышев

Максим Малышев
доцент кафедры социологии управления факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова

Об институте социального партнерства мы уже писали ранее в колонке «Умеют ли профсоюзы вести переговоры?». Эта особая разновидность трудовых отношений призвана снимать напряжение в обществе и гасить трудовые конфликты за счет включения органов власти в диалог между работниками и работодателями. Недавно мы провели исследование роли государства в этом процессе.

Мы опросили 417 человек (служащие государственных органов, представители профсоюзов и СМИ). Декларируемое понимание необходимости взаимодействия с гражданским обществом, диалога, поиска компромисса находится в разрыве с личностным осознанием госслужащими потребности в таком диалоге, отсутствуют навыки его ведения. А взаимодействие государства с общероссийскими объединениями профсоюзов в настоящее время находится в кризисе – мешают предубеждения против реальных общероссийских объединений профсоюзов, и контакты носят, как правило, поверхностный, эпизодический характер. Информация о достигнутых в ходе переговоров договоренностях, даже на самом высоком уровне, не становится доступной для широкого круга государственных служащих. Представители власти не видят в общероссийских объединениях профсоюзов своего союзника в противодействии политическому влиянию крупных корпораций, в большей степени тяготеют к контактам с объединениями работодателей, несмотря на то, что эти объединения еще не стали подлинно массовыми. Общероссийские объединения профсоюзов, в свою очередь, по-видимому, не полностью отвечают тем требованиям, которые государство может предъявить к ним, как к партнерам. Например, в ответе одного из экспертов вместе с утверждением необходимости взаимодействовать, прежде всего, с общероссийскими объединениями профсоюзов, сделана приписка: «если они станут другими».

Стабильность, избегание конфликтов, в том числе политических - это главный интерес государства в социальном партнерстве. С одной стороны, продекларирована ведущая роль государства в социальном партнерстве. С другой стороны, наблюдаются тенденции постепенного «ухода» государства из трудовых отношений. Либеральная идеология, говорит нам, что когда государство уходит, оно становится более умеренным, но мы видим обратное — государство усиливается, при этом отказывая населению в государственной опеке.

Позитивно относясь к социальному партнерству как к нормативной абстракции, большинство респондентов мало что знают о нем и редко участвуют в соответствующих практиках.

Учитывая, что большая часть респондентов является государственными и муниципальными служащими, имеющими «опыт участия в регулировании социально-трудовых отношений», можно сделать выводы об актуальности для современного российского государства механизма социального партнерства.

Столь низкий уровень информированности респондентов указывает на критическую депрофессионализацию персонала этих органов власти, что в свою очередь является маркером кризиса государственного управления в сфере трудовых отношений.

В то же время общероссийские объединения профсоюзов не очень доверяют власти и ее представителям. Незаинтересованность государства рассматривается профсоюзными лидерами в качестве одной из важных причин малой эффективности социального партнерства. По нашему мнению, общероссийские объединения профсоюзов должны «привлекать» власть на свою сторону, зарабатывать личный авторитет, прежде всего у молодого поколения государственных служащих. Для этого им придётся усиливать свое реальное влияние в сфере производства. Не снимается с повестки дня вопрос совершенствования законодательства в области социального партнерства, усиления в нем норм, создающих основу для равноправного взаимодействия трех партнеров на различных уровнях.

А Вы что думаете?

We process cookies. Confidentiality Policy.
Данный сайт обрабатывает cookies. Политика конфиденциальности.