4 марта 2021 г.

Наше безавтомобильное будущее

Екатерина Боброва

Екатерина Боброва
волонтер RBEN

Пробки, недоступная, некомфортная и опасная среда, смерти в ДТП, пыль и отсутствие зелени. Загрязнённый воздух, общественный транспорт, в который не войти без содрогания, подземные переходы, делающие велопрогулку настоящим испытанием, заборы, сужающие и превращающие тротуары в элемент тюрьмы. Может показаться, что эти проблемы имеют разные, не связанные друг с другом причины, но это не так. Корень этих сложностей лежит в очень странном и нерациональном предположении, что город должен быть удобен для личного автотранспорта. Попробую доказать, что в большинстве случаев в этом нет необходимости. Здесь мы рассмотрим, каким образом это предположение влияет на городскую среду и каким образом предотвратить это влияние.

Город, в котором автомобиль не нужен... Или, нужен достаточно редко. Настолько редко, что достаточно такси и каршеринга. Общественный транспорт удобен, ходит регулярно, он чистый и красивый. Улицы, с которых не хочется уходить, тихие, зелёные, уютные, дышащие жизнью. Набережные подпускают к воде и не превращены в многополосное шоссе, затенены и обустроены для прогулок. Это вполне возможная картина, учитывая, насколько во всём мире транспортный акцент переносится с личного автомобиля на общественный транспорт, каршеринг, велопешеходную доступность.

Город, полностью приспособленный для автомобилей, абсолютно невозможно построить. США и страны Европы прошли по этому пути в первой половине XX века и отказались от такой идеи, поскольку автомобилизированный подход ухудшает городскую среду для всех. Пространство превращается в одну большую пробку. Чем больше людей выбирает автомобиль для ежедневных поездок, тем меньше места на дорогах. Принимаются решения расширить проезжую часть ещё и ещё, построить развязку и в итоге перенести пробку на несколько метров вперёд за огромнейшие деньги. При этом проектировщи_цам1 кажется, что они все делают правильно: чем больше будет строиться инфраструктуры для автомобилей (расширение дорог, добавка полос, постройка хайвеев и развязок), тем меньше будет становиться пробок. Однако в реальности все происходит наоборот. Видя новую дорогу без тротуара, люди думают, что машиной теперь пользоваться удобнее. После сдачи такой дороги движение на этом и сопредельных участках может стать более свободным на несколько недель или даже месяцев, но вскоре появляются новые автомобилист_ки, вызванные спровоцированным спросом, и дорога снова стоит.

Каждый раз, принимая решение о транспорте, горожан_ки учитывают скорость, стоимость и комфорт поездки. Выбор между личным автомобилем и общественным транспортом должен стать проще и предсказуемее. Если на трамвае можно доехать прямо до нужного места, а свою машину придётся оставить в двух кварталах на платной уличной парковке, трамвай становится весьма очевидным решением. Соответственно, чем больше строится велопешеходной инфраструктуры, новых выделенных линий общественного транспорта, тем удобнее для всех участни_ц движения! Выделенные трамвайные полосы сужают проезжую часть, водитель_ницы снижают скорость, аварийность падает. Каждый раз, принимая решение о ежедневных поездках, люди понимают, что общественный транспорт быстрее и дешевле, не нужно искать парковку и дожидаться зелёного сигнала светофора (на современных рельсах стоят индукционные петли, включающие зелёный приближающемуся трамваю). Будущее за электрическими видами транспорта, сохраняющими чистый воздух, создающими уникальный образ города (а вы знаете, что Москва до сентября 2020 имела самую большую троллейбусную сеть в мире?) и приносящими связанность городу.

Встретимся в трамвае!

1 Здесь и далее - авторское написание феминитивов - Прим. ред.

А Вы что думаете?

Данный сайт обрабатывает Cookie-файлы. Если вы используете сайт, то вы соглашаетесь с Политикой Конфиденциальности. Чтобы использовать сайт без cookies, нажмите "Без cookies".