16 февраля 2021 г.

Свобода совести

Ольга Боброва

Ольга Боброва
Доцент СПбГЭУ, заместитель директора RBEN

Большинство предпринимателей позиционируют себя вне политики и религии. Однако встречаются удивительные исключения. Журналистское исследование Анны Кавалли показало, что компания «Сима-Ленд» из Екатеринбурга навязывает своим работникам патриотические взгляды, а участие в православном обряде освящения помещений обязательно для всех работников. Даже неверующих. Да и по слухам, неверующих или неправославных в этой компании мало – при приёме на работу возможна дискриминация по религиозному и национальному признакам.

Насколько это этично?

С одной стороны, любая дискриминация при приёме на работу, в том числе по религиозным или политическим признакам, запрещена законом. Однако в частной компании работодатель имеет право подбирать в компанию тех работников, с которыми ему хочется работать. Можно ли осуждать верующего работодателя, который хочет работать с братьями и сестрами по вере?

В истории бизнеса было немало примеров успешных компаний с религиозной корпоративной культурой. Мормоны в США построили несколько процветающих предприятий, но при этом прославились жёсткими требованиями к личной жизни работников. Мусульмане отличаются особым отношением к женским трудовым правам и молитвенным правилом во время рабочего дня (намаз). В японских компаниях поют корпоративные гимны, обязательно улыбаются и кланяются, а также регулярно задерживаются на работе, вплоть до нанесения ущерба здоровью сотрудников.

А у нас? С 1990-х годов в России было замечено такое явление деловой жизни, как православное предпринимательство. В качестве исследователя я занималась им в период 1997-2007 годов и с 2014 по 2016 г. Погрузилась в богословское осмысление экономической деятельности православными мыслителями, изучила публикации современных православных предпринимателей (А.Волобуев, В.Ерастов), провела несколько серий интервью. Православное предпринимательство оказалось многоликим явлением: с одной стороны многие собственники малого и среднего бизнеса ориентируются на высокие этические идеалы, оказывают большую благотворительную помощь нуждающимся и стремятся создать отличные условия труда на своих предприятиях, а с другой – некоторые действительно оказывали неправомерное давление на своих сотрудников и ущемляли их свободу совести.

Строго говоря, подобное давление на неверующих запрещено самой Церковью. Православные предприниматели должны знать об этом, например, из «Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании» 2004 года – «работа не должна убивать и калечить человека». Христианство всегда уважало свободу личности.

Однако, у любого человека, облеченного властью, появляется соблазн использовать ее не по назначению, а по своей прихоти. Никакой верующий человек не застрахован от такого соблазна. Особенно если проходит испытание властью. А внутрикорпоративная власть создает много соблазнов – превышение полномочий легко маскируется под усилия по укреплению командного духа и тренинги для повышения эффективности бизнеса. Вот и появляется «Сима-Ленд».

Этический принцип здесь один – добровольность. Никто не мешает предпринимателю создавать свою компанию такой, какой ему хочется. В том числе христианской или патриотической. Приглашение батюшек на территорию предприятия и общая молитва верующих не являются неэтичными сами по себе. Важно, чтобы приобщение к религиозным ценностям или вовлечение в политику происходило без принуждения, и любое давление здесь было исключено.

А Вы что думаете?

We process cookies. Confidentiality Policy.
Данный сайт обрабатывает cookies. Политика конфиденциальности.