18 августа 2020 г.

Корпоративные дальтоники

Файрушин Марат

Марат Файрушин
Директор коммуникативного агентства "ABCCOM"

Приспособиться - слово в нашем лексиконе не совсем приятное и несет негативную окраску, но порой это единственный выход для менеджера или сотрудника, чтобы сохранить себя внутри компании.

Как заметил Вадим Перов на конференции «COVID-19: чем занят комплаенс?» - менеджеры часто действуют по принципу «ложь во благо», когда лучше согласиться с потенциально неверным решением, чем обречь себя на негативные эмоции и возможные последствия со стороны руководства. Но во благо ли?

На корпоративных островах

Помните, в книге Оливера Сакса «Остров дальтоников», в которой существует остров, где живут люди, страдающие наследственным дальтонизмом? Не становятся ли менеджеры в корпорациях, где царит культ руководителя, такими «дальтониками»? И для них «ложь во благо» становится платформой для существования на таких «корпоративных островах». Но Оливер Сакс говорит, что те граждане, которые хотят вылечиться – всегда находят возможность помочь себе видеть мир правильно.

Какова участь таких «корпоративных дальтоников» в организациях? Во многих компаниях «дальтоники» чувствуют себя комфортно и более того: такая манера поведения поощряется руководством. Есть много специалистов и менеджеров, которым нравится иметь искаженное зрение и идти на поводу руководства или корпоративной политики.

Лишь очень немногие осознают всю пагубность такой корпоративной политики и не готовы мириться с неверными корпоративными решениями. Будь это эксплуатация детей в производстве одежды, подтасовывание финансовых отчетов для инвесторов или принятие стратегически ошибочных решений, которые могут привести к ущемлению интересов сотрудников компании или ее акционеров. Как поется в одной песне: «…каждый выбирает по себе женщину, религию, дорогу». Можно уволиться, чтобы не быть причастным к нарушениям бизнес-этики компании в отношении своих партнеров, покупателей, сотрудников и даже акционеров, можно открыто бороться против нарушений в компании.

Культ непогрешимых руководителей

История знает много примеров крупных поражений стратегических замыслов руководителей компаний. Некоторые из них также произошли из-за «корпоративного дальтонизма», когда культ руководства не подвергается сомнению, когда иллюзии топ-менеджеров в отношении правильности тех или иных стратегических решений никем не оспариваются. В этих случаях комплаенс-процедурами пренебрегают, так как большинство уверены, что руководитель все уже просчитал, и в успехе нельзя сомневаться. Например, в компаниях АВВ или Cisco никто не хотел слушать «адвокатов дьявола», и менеджеры всецело подчинились авторитету руководителя корпорации.

В компаниях Коdak или Theranos руководители уверовали в свою непогрешимость после завоеванного или искусственно созданного конкурентного преимущества. Руководство Kodak потеряло связь с реальностью в сфере технологических изменений, которые уже стремительно ворвались в повседневную жизнь с одной стороны, и главное пренебрегли партнерскими и клиентскими отношениями, с другой. Оба фактора привели компанию к банкротству.

В случае Theranos «корпоративный дальтонизм» выразился в слепой уверенности в своем «сыром» продукте и введении в заблуждение инвесторов и своих сотрудников. Сомневающиеся сотрудники компании вынуждены были следовать политике «корпоративного дальтонизма», а несогласных компания просто увольняла.

Лечение дальтоников

Можно ли вылечить корпоративный дальтонизм? Все зависит от культуры компании и ее руководства.

В компаниях, приверженных политике «корпоративного дальтонизма», где все ориентируются на Руководителя, а «белых ворон» тщательно изгоняют из коллектива, шансов вылечиться практически нет. Такие компании медленно уничтожают сами себя.

Но возможно и обратное. Если совет директоров и инвесторы не впадают в «спячку от успехов» и продолжают следовать принципам комплаенса и этики. Если генеральному директору чужд «ореол победителя», и он трезво расценивает свой вклад в развитие и успехи компании. Если в компании существует культура, настаивающая на принципах этики и обязательном следовании комплаенс-процедурам.

Других рецептов для искоренения дальтонизма в компаниях, по-моему, не существует.

А Вы что думаете?

Данный сайт обрабатывает Cookie-файлы. Если вы используете сайт, то вы соглашаетесь с Политикой Конфиденциальности. Чтобы использовать сайт без cookies, нажмите "Без cookies".