08 августа 2020 г.

Когда принцип про маску на себя, а потом на ребенка, не работает

Ольга Боброва

Ольга Боброва
к.э.н., доцент кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ, заместитель директора RBEN

На одной из конференций в июле я услышала новую метафору об отношениях бизнеса и общества в условиях пандемии. Представительница российской компании говорила о том, что бизнес в марте-апреле обеспечивал средствами индивидуальной защиты (СИЗ) не только своих сотрудников, но и местные сообщества, НКО, медицинских работников и других нуждающихся в регионах присутствия.

Справедливо? Да.

Социально ответственно? Думаю, в целом - да.

Не понравилась мне только метафора, которую использовала выступающая – «сначала надень маску на себя, а потом на ребёнка». Ну, как в самолете при разгерметизации салона, всем понятный образ…

А что такого, спросите вы? Не другим же кидаться сразу помогать, когда свои сотрудники еще не защищены? Если бы бизнес сначала раздал маски внешним стейкхолдерам, а только потом обеспечил этими СИЗ работников своего предприятия, это было бы, наоборот, безответственно. Получилась бы такая «любовь к дальнему» – о ней читайте в моей следующей колонке.

Не понравилась мне не сама социально-ответственная деятельность бизнеса в этом случае, а взгляд на нее со стороны компании. Спикер сравнила бизнес со взрослым, а окружающее общество с ребенком. Поставила внешних стейкхолдеров в подчиненное положение по отношению к бизнесу. И подчеркнула инфантильность и зависимость представителей гражданского общества от компании.

Это в корне неверный подход на мой взгляд. При использовании данной метафоры исподволь происходит «коронация» бизнеса. Думаю, что подсознательная. Посыл такой: «вы у нас - те, кто вокруг бизнеса - стейкхолдеры зависимые. Вот и ждите пока вам маску наденут, беспомощные ведь сами... Как вам и выжить-то, бедненьким, без нашего прекрасного бизнеса, который до вас снизойдет, когда у нас наконец ресурсы кое-какие найдутся после решения насущных проблем собственного выживания?".

А ведь на деле бизнесу общественную лицензию на существование выдает именно общество. Потребители голосуют за тот или иной бизнес рублем. И оттенки отношений к себе со стороны разных компаний стейкхолдеры считывают прекрасно, не сомневайтесь.

В тяжелых обстоятельствах помогают тем, кто нуждается больше всего. Вне бизнеса он находится или внутри – это отходит на второй план. Помощь оказывается по ситуации и по возможности. И самолетный образ совсем не подходит для описания таких действий. В этом образе неудачно решена проблема донесения до целевой аудитории намерений компании помочь, и сама история о переданной помощи был подана ошибочно, на мой взгляд.

А Вы что думаете?

We process cookies. Confidentiality Policy.
Данный сайт обрабатывает cookies. Политика конфиденциальности.