20 июля 2020 г.

Крах WireCard: в чем причина?

Ильсур Ахметшин

Ильсур Ахметшин
Вице-президент по деловой этике и комплаенсу, ПАО «ВымпелКом», президент RBEN

Собственно финансовый крах крупнейшего финтеха в Германии мне не интересен. Конечно, я сочувствую ее инвесторам, клиентам, партнерам и сотрудникам. Материальные потери - это всегда чувствительно. Но далеко не всегда позор.

А вот моральный крах руководителя, смертельное повреждение этики бизнеса вызывает повышенный профессиональный интерес и рождает множество специальных вопросов. Кто вы, Dr. Markus Braun? Где Вы учились, и преподавали ли Вам корпоративное управление, комплаенс и этику бизнеса? В каких фирмах Вы получили этический опыт руководителя? С какой этической миссией Вы учредили компанию WireCard в 1999 году? Какая деловая культура царила в компаниях, с которыми Вы сотрудничали? Какие ценности лично Вы утверждали в WireCard?

И еще более пугающий вопрос - почему система комплаенс-контроля Wirecard оказалась бессильной против мошеннических действий топ-менеджеров самой компании? О чем идет речь в данном случае? О «неэффективном» комплаенсе? О «псевдо-комплаенсе»? «Бумажном» комплаенсе? Комплаенсе без этики? Вопросы, вопросы…

Максим Сторчевой, доцент Высшей Школы Экономики и директор RBEN заметил, что «классические этические кейсы воспроизводятся. Boeing воспроизвел кейс Ford Pinto, а WireCard - драму Enron во всех деталях». Согласен с ним. Означает ли это, что комплаенс-специалисты не учатся на чужих ошибках?

Быть или казаться?

Итак, современный СЕО в ракурсе этики и комплаенса… Публично он, безусловно, за первое и за второе на базе первого. Покажите мне такого генерального директора, кто, скажем, с экрана заявляет перед лицом своих акционеров, клиентов и регуляторов, что он выпускает автомобиль с немного подкорректированными параметрами – чтобы получить технический сертификат (вспоминаем громкий кейс с компанией Volkswagen).

Об этом не говорится, но иногда делается, как мы знаем. Находясь среди своих соратников по правлению, СЕО становятся более откровенными в высказываниях и «гибкими» в понимании своих моральных обязательств перед инвесторами и клиентами. Нечто подобное, похоже, происходило и в WireCard. Почему же ближайшие коллеги Брауна не остановили развитие этических нарушений несколько лет назад?

Вот цитата из личного заявления г-на Брауна 19 июня 2020 года: «Доверие рынка ценных бумаг к компании, которой я управляю в течение 18 лет, глубоко подорвано. Своим решением я подтверждаю тот факт, что ответственность за все бизнес-операции лежит на генеральном директоре… У WireCard AG отличная бизнес-модель, выдающиеся технологии и достаточные ресурсы для хорошего будущего. Я не хочу обременять это будущее»[1]. Маркус взял ответственность на себя, но является ли данный моральный крах только его виной?

22 июня Маркус Браун добровольно сдался правоохранительным органам Германии и был арестован по подозрению в фальсификации финансовой отчетности в результате чего с баланса WireCard исчезли 1,9 млрд евро.

«Насущная функция менеджмента»

Примечательно, что в отчете по корпоративному управлению WireCard за 2017 год приводится позиция менеджмента компании в области комплаенса: «Мы рассматриваем комплаенс - обеспечение соблюдения законов, регуляторных требований и внутренних правил компании - как постоянную и насущную функцию менеджмента. В этих целях мы последовательно и неуклонно работаем над улучшением нашей групповой комплаенс программы»[2].

В своем нефинансовом отчете за 2017 год Группа WireCard особо указала: «Правление подчёркивает свою приверженность комплаенсу, что означает действовать в соответствии с применимыми законами, требованиями регуляторов и этическими стандартами и правилами, как это определено самой компанией, а также предпринимать превентивные меры для исключения нарушений закона, их обнаружения и реагирования на них»[3].

Но в действительности дела обстояли иначе. Красные флаги в отношении этичности действий менеджмента WireCard поднимались уже в 2018 году. Тревожные сигналы продолжились и годом позже [4], [5].

Очевидно, что в этой ситуации внешний аудитор компании (EY), а также официальный регулятор и контрольный орган Германии BaFin (Bundesanstalt für Finanzdienstleistungsaufsicht) были обязаны подвергнуть проверке приведенные утверждения компании. И если EY сумели сохранить свое лицо в 2019 году, дав рынку удовлетворяющие пояснения, то в 2020 году поверить в невиновность EY было невозможно и против аудиторов было подано коллективное исковое заявление о возмещении ущерба инвесторам [6]. А европейская комиссия по ценным бумагам поставила вопрос о компетентности национального регулятора BaFin [7].

Так может и не нужно публично заявлять о своей приверженности принципам честного ведения бизнеса? Думаю, что профессиональный ответ: нужно! Декларирование корпоративных этических ценностей в адрес своих стейкхолдеров - важный элемент внешних и внутренних коммуникаций для развития функции деловой этики и комплаенса. Но, понятно, далеко не единственный.

Стоит обратить внимание на такой факт, что среди ценностей WireCard мы не встречаем ни честности, ни открытости, ни комплаенса [8]. В одном из рекламных роликов WireCard [9], главной целью компании провозглашается «создание будущего для коммерческих решений, которые обеспечат рост вашего бизнеса». Сейчас это звучит двусмысленно.

Перед бурей

Любопытный факт - в 2019 году комплаенс в WireCard был существенно усилен. Было учрежден Group Compliance Office как независимое подразделение WireCard AG, головной компании группы [10]. На Group Compliance Office возлагалась разработка групповой стратегии, процессов и систем для внедрения требований в области комплаенса. 19 мая этого года на должность Group Chief Compliance Officer в WireCard был назначен Джеймс Фрайс (James Fries). Г-н Фрайс последние 6 лет руководил комплаенсом на Немецкой бирже (Deutsche Boerse AG). Он возглавил в WireCard вновь созданный департамент Integrity, Legal and Compliance.

Чем были вызваны эти изменения накануне краха? Осознанием просчетов в контроле за неэтичными действиями? Или желанием оправдаться перед регулятором?

Незадолго до своего ареста Маркус Браун заявил, что «эта реорганизация закладывает фундамент для фазы нового роста WireCard… Я хотел бы извиниться перед всеми нашими акционерами, клиентами, партнерами и работниками за турбулентность в последние недели и месяцы. WireCard является сейчас и будет оставаться стабильно высокоприбыльной компанией. Мы будем делать все необходимое, чтобы твёрдой рукой вести нашу компанию одного операционного успеха к другому, решительно и непоколебимо» [11].

О какой «турбулентности» здесь идет речь? Осознал ли г. Браун, что это именно он своей моральной беспринципностью привел свою успешную компанию к кризису доверия, к смертельному повреждению репутации.

Деньгам и корысти часто удается подавить этику в отдельном руководителе. Но справедливость равно или поздно расправляется с жадностью. Формализм в этике бизнеса возможен лишь недолго, равно как и оправдание нарушений закона высокими прибылями. И красивая картинка комплаенса в отчетах не поможет скрыть реальное отсутствие уважения к закону и этическим нормам.

Данный сайт обрабатывает Cookie-файлы. Если вы используете сайт, то вы соглашаетесь с Политикой Конфиденциальности. Чтобы использовать сайт без cookies, нажмите "Без cookies".