28 июня 2020 г.

Как стейкхолдеры транслируют ожидания: кейс ОМК

Петр Грейдинг

Петр Грейдинг
Руководитель направления по работе с трудовыми коллективами и КСО, АО "Объединенная металлургическая компания"

Ольга Боброва

Ольга Боброва
к.э.н., доцент СПбГЭУ, заместитель директора RBEN

Предприятия строят систему социальной ответственности согласно ожиданиям заинтересованных сторон. Но как именно транслируются эти ожидания? С одной стороны, роль этих ожиданий, сформулированных на очень высоком уровне, выполняют Цели устойчивого развития ООН. Они очень удобны для отчетности, так как заявления о достижении ЦУР не предполагают никакой ответственности: четких критериев оценки их достижения не существует. Компания относится к ним не более как к этическим ориентирам, далеким идеалам.

Но есть и другой механизм, который хорошо работает в реальности - ожидания непосредственных стейкхолдеров компании, формулируемые в виде обязательных к исполнению требований. Как правило, этими стейкхолдерами являются потребители компании или биржи, на которых размещены ее ценные бумаги.

Кейс ОМК

Объединенная металлургическая компания не торгуется на бирже, поэтому основным внешним источником требований в области КСО выступают потребители продукции. Процедура учета их требований выглядит следующим образом:

По каждому направлению КСО назначается ответственный и вырабатываются ключевые показатели эффективности (КПЭ) – экологические, социальные и в сфере управления. По каждому показателю ОМК ставит себе конкретные цели.

Как поступают требования по КСО? Компания регулярно получает квалификационные анкеты от стейкхолдеров. Еще лет 5 лет назад в таких анкетах было совсем немного вопросов про КСО: как правило, о разделении принципов Глобального договора ООН, о принудительном труде и борьбе с коррупцией. Сейчас вопросов в этой области стало существенно больше, некоторые потребители создают даже отдельные анкеты. Например, «Европейская автомобильная рабочая группа по устойчивости цепочки поставок», объединяющая крупнейших автопроизводителей, недавно прислала анкету на 13 страницах только про КСО и комплаенс. Ответы на более чем 20 вопросов необходимо подтвердить документами, а после заполнения анкеты может последовать внешний аудит. Теперь невозможно проигнорировать социальные, экологические и управленческие показатели предприятия, если мы хотим сохранить европейский рынок сбыта.

На что влияют стейкхолдеры?

Основное влияние заинтересованные стороны оказывают на систему управления компанией (Governance). Например, в ОМК за последние годы под воздействием ключевых стейкхолдеров было произведено пять существенных улучшений в области КСО:

  1. создана система управления КСО (представлена ниже);
  2. создана система комитетов по этике (см. кейс);
  3. внедрены стандарты КСО (ISO 26000 + SA8000);
  4. критерии КСО внедрены в цепочку закупок (в 2019 году введена новая анкета для поставщиков ОМК, где вес показателей КСО уже составляет 20%);
  5. в компании появилась функция комплаенс.

И всего этого не было бы, если бы не стейкхолдеры с их настойчивыми требованиями.

Реализация ожиданий: хорошо или плохо?

Системное раскрытие информации об ESG-факторах – экологических, социальных и управленческих - позволило ОМК в 2020 году войти в рейтинг РА «Эксперт» по устойчивым финансам с высокой оценкой качества системы КСО. Т.е. с одной стороны, давление со стороны стейкхолдеров это положительный фактор. С другой стороны, транслируемые ожидания ограничивают самостоятельность компании в выборе направлений корпоративной социальной деятельности. А классическое определение КСО подчеркивает инициативность и добровольность реализации практик и политик на пользу общества.

На наш взгляд, безоценочно, КСО как результат ожиданий внешних стейкхолдеров уже стала нормой российского бизнеса независимо от того нравится нам это или нет.

Что будет дальше?

  • Ожидания стейкхолдеров от бизнеса трансформируются в конкретные и многочисленные обязательные требования.
  • Соблюдение требований становится условием доступа к рынкам товаров или капитала.
  • Требования распространяются далее по цепочке поставок.
  • Прогнозируем рост количества требований от стейкхолдеров в ближайшее время, контроль за их исполнением будет жестче.
  • Также растет значение не столько общих публичных отчетов по КСО, сколько индивидуальных отчетов по требованиям стейкхолдеров – например, квалификационных анкет объединений потребителей.

Данный сайт обрабатывает Cookie-файлы. Если вы используете сайт, то вы соглашаетесь с Политикой Конфиденциальности. Чтобы использовать сайт без cookies, нажмите "Без cookies".