9 мая 2020 г.

Внутренний контроль на карантине - взгляд из Азербайджана

Рагим Гасанов

Рагим Гасанов
Старший юридический советник Управления промышленной безопасности гос. нефтяной компании Азербайджанской республики SOCAR

Поведение людей и деятельность государственных органов в условиях изоляции и дистанционной работы из-за распространения вируса COVID-19 выводит вопросы внутреннего контроля, комплаенса на первый план. Сформулируем предложения по снижению коррупционных рисков в государственных ведомствах Азербайджана.

Текущая неопределенность, экономический спад и сопутствующее снижение уровня контроля со стороны работодателя повышают риски мошенничества и коррупции в государственных структурах, а также создают необходимость мер предупреждения. Несмотря на добросовестность большинства сотрудников, некоторые из них могут воспользоваться своим служебным положением в условиях ослабленного контроля. В последние годы созданные службы внутреннего контроля в госорганизациях вместе с юридическими подразделениями и службами собственной безопасности выполняют функции комплаенса и способны снижать коррупционные риски.

Причины нарушений

Недавно, как выяснили правоохранители, в ряде местных отделений сотрудники социальных служб за взятки подделывали данные, чтобы внести определенных лиц в списки получателей государственной помощи, предусмотренной для лиц, потерявших работу во время пандемии.

Причинами появления таких незаконных схем являются ослабление систем внутреннего контроля и финансовые проблемы на фоне экономического спада. Правильно выстроенная система внутреннего контроля может стать отличной превентивной мерой к подобным негативным явлением. Какие же риски стоят перед ведомствами и как их минимизировать?

Риски удаленной работы на дому

Работа на дому приводит к потере взаимодействия руководителей и подчиненных и корпоративной среды в целом. Образно и буквально говоря, COVID-19 оставляет сотрудников один на один с компьютером, что может привести к росту коррупции и незаконной деятельности. Ответом на этот вызов со стороны государственных организаций должна стать поддержка и информирование работника:

  • Руководители должны сохранять связь с работниками всеми доступными способами и регулярно контролировать их деятельность;
  • Необходимо установить режим ограниченного доступа к устройствам и внутренним системам организации, запретить использование домашних устройств для доступа и вывода конфиденциальной информации;
  • Проинформировать работников о недопустимости доступа третьих лиц к рабочей информации, включая родных и близких дома;
  • Запретить размещение фотографий и видео, на которых присутствует конфиденциальная информация и внутренние системы компании, в соцсетях;
  • Вести учет оборудования и других ценностей, взятых работником для работы на дому.

Риски, связанные с процессом закупок

Из-за экономических трудностей и карантинного режима во время пандемии COVID-19 многие государственные организации в Азербайджане вынуждены проводить только срочные закупки; вести прямые переговоры с поставщиками и вносить оперативные изменения в договоры; осуществлять платежи поставщикам в упрощенном режиме и доверять специалистам по снабжению при покупке некоторых товаров за наличный расчет.

Необходимыми мерами противодействия возможным злоупотреблениям станут:

  • Участие двух и более независимых сотрудников в проведении срочной закупки;
  • Осуществление срочной закупки только после хотя бы минимальной проверки контрагента или обращение к услугам ранее проверенных контрагентов;
  • Закупка должна сопровождаться электронным документооборотом по электронной почте или с помощью других систем;
  • Соблюдение форс-мажорных соглашений. При отсутствии этих условий в договорах обе стороны должны воздерживаться от действий, которые нарушают условия договора, или от откладывания платежей на неопределенный период;
  • Организация должна использовать существующую систему внутреннего контроля и программы комплаенса для выявления подозрительных счетов, платежей, транзакций и поставщиков.

Система внутреннего контроля для выявления коррупционных рисков в государственном секторе

Многие государственные учреждения имеют свои программы по борьбе с мошенничеством и коррупцией. Однако такие инициативы, как новые системы контроля, оценки рисков и очное обучение комплаенсу, могут быть недоступны в карантине, поэтому можно полагаться на тех, кто уже прошел обучение.

Граждане страны должны быть уверены в честности госорганов. Неприемлемо, если чиновники посредством возможных незаконных действий бросают тень на усилия государства по предотвращению пандемии и снижению ее воздействия на население. Напротив, они должны способствовать борьбе с кризисом. Особая роль в данном вопросе лежит на руководителях всех звеньев органов власти, на лидерах. Ведь именно они в первую очередь при выполнении своих служебных обязанностей должны придерживаться рамок закона и тем самым подавать пример своим подчинённым.

Вывод

К сожалению, ясно, что ряд государственных организаций выйдет из карантина с “потерями”. И не все эти потери можно будет назвать нежелательными – отсеивание некоторых чиновников, использующих пандемию в целях наживы, можно только приветствовать! Конечно, не обойдётся и без экономических потерь, но это произойдёт по всему миру. И чем скорее организации смогут восстановить нормальный порядок функционирования и разработать более гибкую и приспособленную к тяжёлым временам систему комплаенса, тем лучше они будут готовы к будущему.

RBEN благодарна волонтеру Сергею Лаврентьеву, магистранту НИУ ВШЭ, Москва, за помощь в редактировании оригинального перевода статьи с азербайджанского, полученного от автора.