24 апреля 2020 г.

Индивидуализм: менеджеры vs академики

Ольга Боброва

Ольга Боброва
к.э.н., доцент СПбГЭУ, директор RBEN по взаимодействию с университетами

В марте 2020 года мне довелось выступить на международном семинаре Advanced Studies on Comparative Economics в Институте экономических исследований Киотского университета. Тема звучала довольно амбициозно: «Роль профессиональных сообществ в формировании нового мирового порядка на примере России». Но мне казалось важным проследить путь создания и развития разного типа ассоциаций в нашей стране с начала 1990-х гг. Рассказала и про нашу Russian Business Ethics Network как про хороший пример профессионального сообщества, созданного низовой инициативой, без участия государства, и нацеленного на объединение на общей площадке представителей бизнеса и представителей вузов.

Поддержка и пожелания

Мой доклад выслушали с вниманием, и наша ассоциация заинтересовала слушателей. Главный вывод доклада был в том, что гражданское общество в разных странах играет важную роль в формировании Нового мирового порядка, который мы все почувствуем после победы над пандемией. С помощью международной коммуникации профессионалов мы - представители НКО - можем внести вклад своей экспертизой и энергией в решение проблем бедности, болезней и безработицы независимо от правительств. И без государственного участия мы уже можем и делаем многое.

Слушатели согласились с моим выводом и пожелали, чтобы мы не повторяли ошибок Японии, где наблюдаются трудности с объединением исследователей и менеджеров - обычно бизнес довольно легко объединяется, а представители Academia с трудом работают в командах. В естественнонаучной сфере это совсем трудно из-за проблем защиты интеллектуальной собственности, а в социальных науках дело сотрудничества движется, но медленно. Японские коллеги пожелали нам добавить в задачи RBEN - проведение совместных исследований и с бизнесом, и с зарубежными коллегами.

Японские профессора

На мой взгляд, это даже не ошибки Японии, а особенности взаимодействия разных слоев японского общества. Дело в том, что выбор профессии там осуществляется чаще всего один раз на всю жизнь, и перейти с выбранной после вуза или колледжа профессиональной колеи в другую практически невозможно (по крайней мере, это связано с большими экономическими потерями для человека и его семьи, и немногие решаются на резкие маневры в карьере). На последних курсах университета студенты начинают ходить к работодателям на интервью и определяются с трудоустройством за несколько месяцев до выпуска. Те, кто выбирает академический путь, остаются в университетах, идут в магистратуру и аспирантуру, а потом ищут работу в вузах и НИИ страны. Перейти из науки в бизнес сложно, это исключение из правила. Перейти из бизнеса в науку можно, но чаще всего уже на пенсии, и это непросто. Таким образом, представители академической и коммерческой среды почти не пересекаются друг с другом – естественно, что им непросто осуществлять совместные проекты, в т.ч. исследовательские.

Но в третьем секторе – в НКО – профессора задействованы довольно активно, это соответствует особой миссии учителя (сенсея по-японски) в обществе. Свою социальную роль многие профессора японских университетов, как и в России, впрочем, видят во всемерной помощи своим студентам и выпускникам, в том, чтобы поделиться своими связями, знакомствами, логикой и навыками решения трудных прикладных задач, представить друг другу тех, кто могут вместе осуществить интересные проекты. Сами профессора в эти проекты зачастую не вовлекаются.

Japanese Forum of Business and Society

В Японии есть НКО с миссией приближения бизнеса к нуждам общества — с 2011 года действует Japanese Forum of Business and Society (JFBS). Возглавляет его профессор известного токийского университета Waseda Кандзи Танимото. Форум поддерживают крупные японские компании и целый ряд исследователей в социальной сфере в нескольких крупных университетах. За последнее десятилетие бизнес в стране восходящего солнца оказался гораздо больше вовлечен в диалоги и сотрудничество с местными сообществами и другими стейкхолдерами (см. например Mizobata S., Bobrova O., Fukukawa K. Corporate Social Responsibility and Local Community in Asia // Corporate Social Responsibility and Local Community in Asia, Routledge, 2014. pp. 86-97). Особенно это стало заметно после природно-техногенной катастрофы на атомной станции Фукусима в 2011 году.

Уроки для нас

Мне кажется, одно из объяснений индивидуализма исследователей, их неготовности сотрудничать с бизнесом, состоит в разном опыте и разном языке, выражающем управленческие проблемы на страницах диссертаций и в реальной жизни. Например, в России с трудом приживается даже слово «комплаенс». А уж про «стейкхолдеров» многие профессора старшего поколения и слышать не хотят до сих пор.

Есть однако надежда, что ассоциации профессионалов, состоящие из менеджеров и преподавателей – как наша RBEN – могут помочь постепенно преодолеть эту проблему. Например, у нас уже написано несколько совместных учебных кейсов, соавторами которых стали представители и бизнеса, и университетов.

И мы также продолжаем учиться у наших восточных соседей: 12 июня 2020 г. ждем основателя и президента JFBS профессора ТАНИМОТО Кандзи на онлайн-встречу с RBEN и попросим его рассказать как в японском профессиоанльном сообществе удается все-таки смягчить индивидуализм исследователей.

А Вы что думаете?

We process cookies. Confidentiality Policy.
Данный сайт обрабатывает cookies. Политика конфиденциальности.