18 апреля 2020 г.

Covid 19: чем занят комплаенс?

Денис Примаков

Денис Примаков
к.ю.н., специалист по комплаенсу, доцент ВАВТ, директор RBEN по Newsletter

17 апреля 2020 г. состоялся интерактивный круглый стол «Covid 19: чем занят комплаенс»? В нем приняли участия члены РБЕН, которые поделились подходами своих компаний и разных отраслей на новую реальность - удаленную работу и карантин. Бизнес-процессы в условиях пандемии ставят новые задачи по усовершенствованию комплаенс-процедур и уменьшению коммуникационных издержек между сотрудниками при дистанционной работе. Биологическая безопасность и работа с биометрическими данными требуют от комплаенс-функции выработки новых подходов на стыке регуляции и этики. Время пандемии можно рассматривать как стресс-тест для комплаенс-функции, в рамках которого оценивается степень оперативности и адаптивность данного функционала к экстремальному режиму.

Задал тон дискуссии вице-президент по комплаенсу Билайна и президент RBEN Ильсур Ахметшин. Его речь была посвящена взаимодействию компании с государственными структурами в условиях пандемии. Он отметил, что возросло число обращений от государства в адрес компаний о безвозмездной передачи материальных ценностей медицинского характера и собственной продукции, а также безвозмездное оказание услуг. Условия пандемии также сказались на адаптации корпоративных политик и процедур, их упрощение с учетом срочности и изменения правил в условиях дистанционной работы.

Ирина Грекова, управляющий директор по комплаенсу и этике бизнеса Группы компаний Московская биржа и вице-президент по комплаенсу RBEN в своем сообщении «Принятие решений ad hoc и комплаенс процедуры» выделила комплаенс-риски, связанные с пандемией: коммуникация, комплаенс-культура, сложности в проведении внутреннего контроля, изменения в контроле со стороны регулятора, связанные с необходимостью изменения режима работы сотрудников, запрета на некоторые действия и др. Также И. Грекова рассказала, что комплаенс вовлекается в дополнительные активности, например, касательно создания горячей линии для сотрудников по вопросам, возникающих при пандемии, и проведения оперативных совместных совещаний риск-менеджеров и комплаенс-офицеров.

Комплаенс-менеджер в Сибуре Вероника Журавлева остановилась в своем докладе “Работа комплаенс-амбассодоров в уловиях карантина и удаленной работы” на адаптации комплаенс-процедур. Вероника рассказала, что можно проводить комплаенс-аудит по конференц-связи: это экономит финансы и время. Также потребовалось дополнительное обучение сотрудников, которые в настоящий момент находятся на удаленной работе и расширительное использование социальных сетей играет в процессе обучения значительную роль.

Директор по проектам в области комплаенс RBEN, Старший менеджер KPMG Маргарита Хоменко в своем сообщении “Комплаенс-риски: эффективное взаимодействие между службами” рассказала о новых областях комплаенс-рисков и взаимодействии между службами в связи с этим. Маргарита отметила следующие области, требующие оценки и переоценки комплаенс-рисков. (1) Дистанционная работа и этика взаимодействия в условиях дистанции для комплаенс-функции ставит вопросы мотивации персонала, отношений в дистанционной команде, контроль работы. (2) Биологическая безопасность как ответ на угрозу распространения пандемии требует понимания новых мер ответственности за нарушения, реализацию проектов и текущей деятельности с учетом новых регуляторных требований по биологической безопасности для компании. (3) Изменения регулирования биометрических и персональных данных и внедрения big data в работе. В этой области перед комплаенс-функцией встают большие вопросы, связанные как с изменением регулирования так и с этикой сбора, хранения и использования личных, биометрических и больших данных. (4) Правомерность и этичность использования элементов искусственного интеллекта для анализа вышеперечисленных данных и защита прав и свобод человека при использовании искусственного интеллекта

Следующим из выступающих была руководитель направления по соблюдению деловой этики Юниливер в России, Украине, Белоруссии и СНГ и вице-президент по этике бизнеса RBEN и Арина Сергиевская, которая остановилась на этических вопросах взаимодействия руководства и сотрудников компании, взаимной лояльности друг к другу, а также этики персональных данных, связанных с медицинскими и биометрическими данными.

В завершении конференции выступил кандидат философских наук, заведующий кафедрой этики Института философии СПбГУ, директор Экспертного совета RBEN Вадим Перов, который озадачился вопросом «Можно ли морально оправдать отклонение от правил?» По мысли Вадима Перова, конкретизация особых моральных норм и правил, их адресность и персонализация в конечном итоге приводит к тому, что морально оправдать нарушение нормы возможно.

Видеозапись выступлений можно посмотреть на странице мероприятия «Covid 19: чем занят комплаенс».

А Вы что думаете?

We process cookies. Confidentiality Policy.
Данный сайт обрабатывает cookies. Политика конфиденциальности.