19 октября 2020 г.

КСО сверхурочно

Марат Файрушин

Марат Файрушин
Директор коммуникативного агентства "ABCCOM"

КСО обеспечивает образ правильной компании. Материалы пресс-служб подчеркивают значимость этих трех букв, без которых ни инвесторы, ни покупатели не обратят внимание на компанию. И, как правило, КСО направлена на внешних стейкхолдеров — в защиту лесов и озёр, животных и социально незащищенной публики, памятников культуры и истории.

А что внутри?

Увы, найдется немало случаев, когда защита своих собственных сотрудников в программу КСО не входит. Вот лишь одна проблема — подспудное увеличение рабочего времени вкупе с ростом обязанностей на рабочем месте.

Негласный деловой обиход (неформальный кодекс поведения) внутри некоторых фирм, предполагает следующую моральную норму:

не стоит уходить сразу по окончании официального рабочего времени.

Если непосредственный руководитель обратит на ваш ранний уход внимание, то поощрительным оно не будет. Негативное отношение к сотрудникам, уходящим строго по окончании рабочего времени, стало нормой много уже где. Например, в российских офисах японских компаний (работал сам и подчиненным, и руководителем).

И ведь оплачивать сотрудникам сверхурочное время работы во многих случаях никто не собирается. В лучшем случае – могут оплатить такси до дома. Спасибо и на том!

Кто тут самый «ответственный»?

Посмотрите на окна крупных компаний – никто в 18:00 уходить домой и не собирается. Мои знакомые сидят там до 20 и позже, если потребуется. И как показывает, практика, такая практика может наблюдаться практически во всех отраслях.

Особенно отличаются этим российские банки. По словам менеджера одного из крупнейших банков: "В отдельные периоды рабочий день у нас не заканчивается до 22 или 23 часов. А в период пандемии и этих границ не стало. Ибо всегда на связи". При этом у банка «корпоративная социальная ответственность – неотъемлемая часть политики».

Относительно благополучны компании большой четверки, где обычно сверхурочные попадают в оплату, но и здесь ситуация по мнениям инсайдеров далеко не ровная. Может случиться вообще парадокс – консультанты «учат» своих клиентов развивать КСО и быть социально ответственными, но при этом их сотрудники сами постоянно перерабатывают, и их рабочая смена длится 10 и более часов.

Конечно, для сотрудников, остающихся в вечернее время, создаются «благоприятные» условия с возможностью бесплатных «плюшек и напитков», и зачастую включают эти часы в дополнительную оплату. Но хорошо ли все это, если по факту люди морально и физически истощаются? Часть из них после 2-3 лет интенсивной работы и многомесячных командировок просто уходят из компании. Это -- печальная реальность, хотя большинство сотрудников консалтинговых (и не только) компаний не хотят об этом говорить, не желая показаться «слабаками».

И компаниям в таких случаях предъявить претензии сложно, так как сотрудники делают свой выбор «добровольно». Кто-то опасается потерять доверие, а кто-то ждет статуса «партнера» или приглашения от компании-заказчика занять должность с повышением.

К сожалению, и государственные компании здесь – не исключение. Известны жалобы, например, «Почты России», что не всегда сверхурочные часы оплачиваются вовремя и вообще компенсируются руководством (ссылка).

А где комплаенс?

В зону ответственности комплаенс-менеджеров входит обеспечение в том числе этических норм HR-службами. Менеджеры должны проследить соблюдение трудового законодательства и не допускать давления на сотрудников со стороны руководства компании. В нашем примере именно комплаенс мог бы скорректировать сбой социальной ответственности компаний, которые вынуждают мерами психологического давления (с намеком на увольнение) работать сверхурочно и часто без оплаты. Собственные сотрудники такой компании данной проблемы, как правило, не чувствуют. Они просто заболевают и потом спорят в судах со своими работодателями о необходимости компенсации. Так может, комплаенс придет на выручку КСО?

Автор благодарен М. Сторчевому, О. Бобровой и И. Боброву за помощь в работе над текстом.

А Вы что думаете?

Данный сайт обрабатывает Cookie-файлы. Если вы используете сайт, то вы соглашаетесь с Политикой Конфиденциальности. Чтобы использовать сайт без cookies, нажмите "Без cookies".