6 сентября 2021 г.

Сергий Радонежский и современная этика российского бизнеса

Казалось бы, какая связь между великим национальным праведником и современным деловым миром? Самая прямая. Попробуем обосновать этот тезис.

Для начала мне хотелось бы познакомить сегодняшнего читателя с собственным пониманием роли Сергия Радонежского и привести цитаты наших известных соотечественников о нем. Величие духа этого уникального человека состоит в том, что он взрастил в себе такие качества, которые, начиная с XIV века, в нашем народе из поколения в поколение признаются нравственным образцом. Среди них главная черта – служение благу людей, которое в жизни Сергия Радонежском стало подвижническим служением духовному, нравственному благу своих современников – русских людей XIV века в их пути осознания самих себя самостоятельной духовно-нравственной ценностью. По сути, Сергий Радонежский воспитал нравственную гордость целого народа. Именно он основал небольшой монастырь, который впоследствии, получив название Троице-Сергиевой лавры, стал одним из духовных центров нашей страны. Многие великие люди искали и находили в нем поддержку в трудные времена.

Велика и идея, ради которой молодой ростовский боярин Варфоломей решился на монашеское отшельничество. Идея эта – жить евангельской жизнью в согласии с христианскими заветами, найти путь праведника для себя и показать людям порабощенной Московской Руси путь, на котором можно одолеть вековое иго завоевателей. Будучи православным монахом, Сергий Радонежский нес свою высокую службу, воспитывая людей доступными ему способами: личным примером, проповедью, милосердной помощью.

А что отмечают в Сергии Радонежском уважаемые отечественные мыслители?

«В лице его русский народ», пишет Павел Флоренский, «сознал себя, свое культурно-историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав себя, – получил историческое право на самостоятельность»1.

По словам Василия Ключевского, «есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело, но имена, которые уже утратили хронологическое значение, выступили из границ времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица, его сделавшего, в сознании этих поколений постепенно спадало все временное и местное, и оно из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом» 2.

В те счастливые времена, когда мы верили в Бога, этика всех сторон жизни, включая торговлю, строилась в согласии с предписаниями религии. Сейчас, когда мы уже или, точнее сказать, пока ещё снова не верим в Бога, в основе нашего поведения лежит другая этика. Какая?

В лучшем случае это этика личной порядочности. У сегодняшних бизнесменов она покоится на соображениях собственной репутации в глазах инвесторов, партнеров, клиентов и других стейкхолдеров. Бизнесмены хотят быть честными и добросовестными, но во имя собственной прибыли.

В худшем случае это коррупционная этика. Здесь я имею ввиду не групповую этику чиновников (круговую поруку), а их личную этику оправдания своего аморального поведения, которой придерживаются как взяткодатели, так и взяткополучатели. Современное ворье в чиновничьих кабинетах или офисах частных компаний рассуждает так: «все вокруг воруют», «так устроено наше общество», «честны только дураки», «нужно уметь жить в соответствии с реалиями».

А какие соблазны влекут и тех, и других? Те же самые, что и 700 лет назад во времена Сергия Радонежского – деньги, власть, положение в своем кругу. Соблазны остаются и живут, а вот сохраняется ли сегодня учение Преподобного Сергия?

К сожалению, о нем знают лишь глубоко верующие, а для большинства людей, включая бизнесменов, этика Сергия утрачена. В университетах на уроках по этике бизнеса вам расскажут про Иммануила Канта и его призыв поступать правильно ради морального долга, а не ради получения личной выгоды или страха наказания. Призыв высокий, но абстрактный, сухой. Но разве не является более прекрасной и близкой нам идея Сергия Радонежского о служении другим людям?

Сергиева этика в современном деловом мире могла бы стать нравственной моделью для руководителей. Такие руководители дают людям пример и люди идут к ним, как шли когда-то к одинокому отшельнику в дремучем лесу среди диких зверей. Сначала Сергий Радонежский опекал монахов своей небольшой обители, потом своих учеников, разлетевшихся как птицы и основавших новые монастыри по всей стране, а затем стал духовным пастырем для целого народа. Разве мы не говорим так же о постоянном этическом обучении и воспитании участников делового круга – рабочих, менеджеров среднего и высшего уровня, топ-руководителей, работников компаний-партнеров по бизнесу, тех же служащих государственных структур – в наших университетах, бизнес-школах, на предприятиях и в организациях.

Известно, что Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского и его войско на Куликовскую битву, внушив уверенность в правом деле и в победе над злом. Так и сейчас, из глубины веков, наш великий соотечественник может дать нам духовные силы для нравственного очищения и движения к лучшему, чистому и честному будущему.



1 Флоренский П.А., Троице-Сергиева Лавра и Россия // Соч. в 4 т. Т. 2. – М., 1996. – С. 352–369.

2 Ключевский В. О., Исторические портреты. Значение Преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства. М. : Правда, 1990, - C. 64-65.

А Вы что думаете?

Данный сайт обрабатывает Cookie-файлы. Если вы используете сайт, то вы соглашаетесь с Политикой Конфиденциальности. Чтобы использовать сайт без cookies, нажмите "Без cookies".