Этический аудит — внешняя независимая оценка системы управления этикой в компании

Для чего?

Этический аудит нужен компаниям, которые стремятся
  • Построить максимально добросовестный и устойчивый бизнес
  • Избежать рисков, связанных с неэтичным или незаконным поведением
  • Систематически проверять качество существующей системы управления этикой в компании на основе лучших практик
  • Сигнализировать обществу о высоком качестве системы управления в компании
Методика этического аудита

Методика этического аудита была разработана рабочей группой Russian Business Ethics Network в 2018-2019 гг. на базе
  • Международных принципов и стандартов в области управления этикой и КСО (Цели в области устойчивого развития ООН, Принципы ответственного бизнеса Caux Round Table, ISO 26 000, ISO 19600)
  • Российских кодексов в области управления этикой и КСО (Социальная хартия российского бизнеса РСПП, Антикоррупционная хартия российского бизнеса РСПП)
  • Национального и международного законодательства
  • Лучших практик ведущих российских компаний в области деловой этики и КСО
  • Рекомендаций ведущих специалистов в области управления этикой European Business Ethics Network
  • Современных научных исследований в области управления этикой и КСО
Что подлежит проверке?
Этический аудит проводится по двенадцати областям, полностью охватывающим систему управления этикой в компании
1

Этическое лидерство

Этическое лидерство топ-менеджмента
Этическое лидерство среднего менеджмента
Этическое лидерство компании на рынке
2

Этические корпоративные документы

Системность этических документов
Этический кодекс компании
Политика по конфликтам интересов
Антикоррупционная политика и политика подарков
3

Управление этической функцией

Организация, размер, бюджет
Задачи этической функции
Порядок работы этической функции
Повышение квалификации
4

Этическое обучение персонала

Обучение новых работников
Регулярное обучение
Общее и специальное обучение
Качество учебных материалов
5

Отношения с потребителями

Документы и процессы
Позиция руководителей по маркетингу и продажам
Ценовая политика и политика качества
Информирование и поддержка потребителей
6

Отношения с работниками

Документы и процессы
Позиция руководителей по HR и операционному менеджменту
Политика оплаты и условий труда
Программы КСО в отношении персонала
7

Отношения с поставщиками

Документы и процессы
Обучение и совместные мероприятия
Позиция руководителей по снабжению и закупкам
8

Отношения с обществом

Отношения с местным сообществом
Отношения с СМИ
Отношения с НКО
Отношения с политиками и партиями
Благотворительность
9

Внутренние коммуникации

Информация в офисах компании
Информация в интранете
Электронные рассылки
Регулярные мероприятия по этике
10

Контрольные механизмы

Проверка соблюдения процедур
Проверка этического обучения
Проверка этических мероприятий
11

Горячая линия и внутренние расследования

Информирование и доступность
Процедура внутренних расследований
Принятие решения и корректирующих мер
12

Поощрения и наказания

Система поощрений за этичное и наказаний за неэтичное поведение
Информирование о поощрениях и наказаниях
С чего начать?

1
Если Вы только начинаете создание системы управления этикой или не уверены в существующей системе, Вам нужен:

Предварительный аудит

Один эксперт знакомится с системой управления этикой в компании в течение нескольких дней и делает вывод о готовности компании к полному аудиту или формулирует рекомендации по внедрению недостающих элементов системы управления.
2
Если Вы подтвердить высокий уровень развития системы управления этикой и выявить дальнейшие направления ее развития, Вам нужен:

Полный аудит

Команда экспертов изучает все необходимые документы и материалы, проводит все необходимы интервью и опросы, оценивает систему управления компании по 250 показателям, и составляет детальные рекомендации о дальнейшем развитии системы управления этикой в компании.
Результаты этического аудита

По результатам этического аудита компания получает три документа

Отчет об этическом аудите

Подробное описание проведенных мероприятий и собранной информации
Анализ качества всех элементов системы управления этикой
Рекомендации по каждому направлению

Заключение об этическом аудите

Выводы о проведенном исследовании и оценка качества системы управления этикой

Свидетельство

Для размещения на сайте и в офисах организации