02 августа 2020 г.

Sportswashing от Nike

Термин sportswashing (если бы его не было, его бы следовало придумать, по аналогии с гринвошингом) - ярче всего характеризует очередное "прорывное" творение, чистый продукт рекламных технологий, выпущенный в свет брендом Nike.

Ролик под лозунгом You Can't Stop Us (или US? - тут вольно или невольно напрашиваются коннотации), размещенный в YouTube 30 июля, мгновенно набрал более 30 млн просмотров. Не было практически ни одного мужчины средних лет, как-то связанного с маркетингом как с профессией в моём нероссийском окружении, который бы не поделился своим почти подростковым восторгом относительно "сумасшедшей" технологии и точности монтажа этого видео из двух взаимоинтегрированных половинок.



Женщины и коллеги в российской части сообщества оказались скептичнее. Некоторые всерьёз недоумевают: "Это о чём опять? Кто останавливает спортсменов в Штатах (или во всём мире)? Коронавирус?"

А потом пошли комментарии в социальных сетях бренда, и, поверьте, они оказались куда интереснее и важнее этого действительно техничного, но какого-то мало наполненного истинным смыслом (особенно в текущем глобальном контексте) продукта.

Понятно, что патриотически настроенные граждане США припомнили бренду Каперника, понятно, что религиозно настроенная аудитория не пропустила незамеченным эпизод "перепрыгивания" мусульманской девушки на скейтборде в столичного юношу с радужным флагом — не сомневалась, что так и будет, уж слишком этот прыжок рассчитанно рискованный.

Но большая часть возмущенной обратной связи — о рабстве, причём о детском, которое так или иначе поощряет Nike (наряду с ещё более чем 80-ю глобальными корпорациями, главным образом в секторах одежды и обуви, а также цифровых технологий) своей бизнес-моделью, уже совершенно очевидно не вписывающейся в картину устойчивого будущего — без нищеты, неравенства и несправедливости.

О том, как корпорации типа Nike, Adidas, Apple, BMW, Microsoft, Samsung используют рабский (принудительный) труд несовершеннолетних в уйгурских колониях-поселениях на территории западных провинций КНР, Forbes писал в марте этого года. И в ситуации, когда взволнованная общественность не слышит от фигурантов расследования Forbes о каких-либо планах по смене бизнес-модели, слоган Nike, венчающий блестяще смонтированные вдохновляющие кадры спортивных прорывов, звучит более чем двусмысленно.

"If we don't fit the sport, we'll change the sport", говорите? Начните с собственной бизнес-модели, друзья. Хотите изменить мир - начните с себя.

Данный сайт обрабатывает Cookie-файлы. Если вы используете сайт, то вы соглашаетесь с Политикой Конфиденциальности. Чтобы использовать сайт без cookies, нажмите "Без cookies".