10 ноября 2019 г.

Старый новый MBA

А меж тем топ-менеджерам российского бизнеса, с облегченным вздохом не нашедшим своих лиц в упомянутом выше антирейтинге «врагов человечества», предлагается «новый» формат погружения в упоительный мир делового администрирования (буквально — next MBA).



Набор «скушных» фундаментальных курсов по экономическим дисциплинам и стратегическому менеджменту авторы программы смело заменили на куда более развлекательные лекции именитых спикеров, представляющих не менее звёздные глобальные и российские бренды (чаще, правда, свои собственные).
И вот тут, при беглом прочтении предлагаемых тем «курса, который должен пройти каждый» управленец, и пролистывании галереи «тренеров», насквозь пропитанной плохо скрытым самодовольством и ветхозаветной маскулинностью, возникает, пожалуй, главный вопрос: really? Really?!
Вы правда думаете, что сегодняшнему российскому управленцу позарез нужна карусель зажигательных «кейсов», обычно транслируемых на маркетинговых фестивалях для начинающих, — про то, «Как мы делаем это в компании Х» и каковы «Мои принципы (секреты, заповеди)» (читаем: My Way or the Highway)? Кейсов, в большинстве своём оцениваемых как «успешные» и «высокоэффективные» эндогенно — то бишь, самими авторами в силу собственного разумения и вне серьёзной экономической или организационной науки, чаще всего — на краткосрочном горизонте?
Мне вот почему-то кажется, что именно сейчас — в момент, когда сама экономическая теория пытается переосмыслить себя, а идеологи капиталистической парадигмы лихорадочно нащупывают какие-то новые смысловые и ценностные ориентиры, кроме «роста любой ценой», когда от каждого СЕО ждут активной гражданской позиции по каждому острому вопросу бытия, а расхожая фраза «вне политики, вне конкуренции» из перечисления уже сомнительных достоинств бизнеса 90-х превратилась в знак равенства между параличом воли и утратой стратегических рыночных преимуществ, — именно сейчас топ-менеджерам куда своевременнее был бы «МВА нового поколения» в виде такой болезненной, но отрезвляющей прививки, как общение с социальными и экологическими активистами, рассмотрение реальных кейсов своего бизнеса совместно с экспертами по этическим вопросам и корпоративному управлению, инклюзивный диалог с представителями «смыкающихся крайностей» — поколения сегодняшних пенсионеров и завтрашних абитуриентов (и как клиентов, и как потенциальных сотрудников, и в принципе как стейкхолдеров, формируюших свое доверие или недоверие к брендам и бизнесу в целом).
19 января 2020

Сомнительный разрыв

Нешуточные дебаты развернулись между ведущими мировыми экономическими школами после элегантного вброса нобелевского лауреата Пола Кругмана о том, что за каких-нибудь полвека реальный разрыв в оплате труда между СЕО среднестатистической корпорации из числа Fortune 500 и самым низкооплачиваемым этой корпорации работником вырос с 20 до почти 300 раз.

16 декабря 2019

Культура компаний как отражение детских травм руководителей

«Что вы хотите? — со вздохом сказала коллега из авторитетнейшей металлургической корпорации. — «Скажите спасибо, что у нас конкурсы красоты хотя бы перестали проводить с определенными целями»... Кто-то, дорастив бизнес до уровня монопольного в ряде секторов, всё ещё наивно полагает, что можно продолжать «соображать на троих», принимая решения за многотысячный коллектив в удобном формате стартапа, а кто-то — просто фиксирует в своей империи ностальгию по босоногому детству и «лихим 90-м».

1 декабря 2019

На дне доверия

А ещё на этой неделе говорили с коллегами по цеху на Национальном Рекламном Форуме о том, как незаметно специалисты по рекламным коммуникациям, — они же маркетологи — оказались на самом дне рейтинга профессий с точки зрения ДОВЕРИЯ к их деятельности.